Самоконтроль: ролевая осознанность

Для чего нужен самоконтроль

Когда человек играет определенные роли, то ему необходимо оценивать соответствие действий контексту и, в целом, итоговое качество исполнения роли, то есть:

  • вовремя реагировать на несоответствие роли текущей ситуации;
  • обращать внимание на то, что требуется изменить в ролевом мастерстве на будущее.

После вхождения в роль человек реализует ролевую практику, то есть исполняет роль. Но ситуация динамична, поэтому важно постоянно отлеживать ролевое поведение и следить за качеством исполнения роли. Каждый человек бывал в таких ситуациях, что он произносит речь, но при этом за несколько мгновений до окончания предложения ловит себя на мысли, что говорит что-то не к месту. И поэтому спрашивает себя "к чему это я?" или сомневается "по-моему, я сказал что-то не то". Кто-то как бы подсказывает, что контекст изменился или изначально выбранная роль была неправильная. За данную функцию отслеживания отвечает самоконтроль или эта функция ролевой осознанности, которая необходима, чтобы контролировать исполнение человеком ролей.

Выявление проблем в исполнении роли является первым шагом для изменения поведения в будущем. Если не обратить внимание на то, что проблема требует детального разбора, то не будет и дальнейших улучшений. Со школы советуют делать работу над ошибками. При этом сама работа над ошибками — это отдельная практика, которая обычно реализуется ролью ученика. Самоконтроль лишь обнаруживает и привлекает внимание к ошибке. Поэтому делаете ли вы работу над ошибками зависит от поставленной привычки входить в роль ученика и учиться в том числе на своих ошибках.

Внутреннюю работу самоконтроль осуществляет следующим образом:

  • в каждый момент времени оценивается действие человека[1];
  • если что-то идет не так, то сознание сигнализирует о необходимости внесения поправок в ролевое поведение.

Самоконтроль или ролевая осознанность есть у каждого человека, ведь мы все в какой-то степени следим за своими действиями. Самоконтроль ещё называют волей, а в системном мышлении используется также понятие "поднадзорность". То есть исполнение по роли находится под надзором. Предметом надзора или мониторинга является текущее состояние исполнителя роли. Самоконтроль постоянно получает обратную связь от органов чувств, которые вызывают разные эмоции.

В психологии говорят о самоконтроле в части преобладания разума над эмоциями. Но мы идем дальше и говорим, что ролевая осознанность включает ещё и контроль за качеством исполнения ролей. Именно поэтому важно знать исполняемую ролевую практику, потому что расширенный самоконтроль возможен, если понимаем, что роль играется в соответствии с формальной практикой. То есть плохое исполнение роли можно формально обнаружить исходя из знания практики. Например, можно поймать себя на мысли, что хочется быстро сделать какую-то работу, но при этом срезать углы и быстро что-то прикинуть в уме. Думаю, что каждый сталкивался с такой ситуацией, когда решал математическую задачу и некоторые действия проводил в уме. Нередко в таких случаях мозг подводил. Ролевая осознанность должна обратить внимание на то, что в сложных случаях не надо срезать углы и полагаться на интуицию. Например, при написании поста можно взять и просто начать писать без структуры и предварительного сбора материала. В некоторых случаях это срабатывает, но если вы забуксовали, то самоконтроль обратит внимание на то, что вы не реализуете практику мышления письмом и практику инфостиля, а соответственно не вставали в роли мыслителя и писателя.Как работает самоконтроль и как его развивать

Рассмотрим на примере работу ролевого мастерства. Для того, чтобы совершить какое-то действие человек выявляет необходимую роль и встает в неё, исполняя определенную ролевую практику. За игрой по роли надзирает самоконтроль.

Подавляющую часть времени самоконтроль должен выдавать функцию спокойствия и подконтрольности. В нормальном состоянии самоконтроль демонстрирует факт, что человек имеет потенциальную власть над текущей ситуацией. Но если происходит внештатная ситуация, то первыми реагируют какие-то органы чувств и самоконтроль подключает мыслительное мастерство.

В случае обнаружения несоответствия роли текущему контексту необходимо снова задействовать практику выявление роли. Снова анализируется ситуация и определяется другая личная роль. После этого нужно войти в новую роль, а далее включается самоконтроль, который снова начинает следить за исполнением новой роли.

В онлайн-курсе "Образование для образованных 2020" А.Левенчук привел аналогию с воспитателем. Дети играют под надзором воспитателя. Воспитатель преимущественно в такой момент выполняет функцию, которую мы приписываем самоконтролю. Пока дети играют в пределах допустимого воспитатель-самоконтроль бездействует. Но если кто-то из малышей полез ножницами в розетку или на подоконник, воспитатель-самоконтроль обнаруживает несоответствующее поведение и задействует другие роли и практики, чтобы устранить проблему.

Самоконтроль выдаёт сигнал о необходимости внесения изменения в поведение после обработки информации от органов чувств. Поэтому, когда говорим про спокойствие и подконтрольность, которые большую часть времени транслирует самоконтроль, необходимо иметь в виду, что это потенциальная власть над ситуацией. Это не реальный контроль ситуации, потому что это не реальность, а наше восприятие реальности. Органы чувств могут снимать искаженную информацию о ситуации и/или полученная информация может быть неправильно обработана, потому что человек имеет плохие картины мира по проблемной ситуации.

Чтобы развивать самоконтроль необходимо иметь хорошие научные картины мира и деятельностный кругозор, наработанный опыт и уметь чувствовать мир. Про необходимость обучения научным теориям и о кругозоре мы говорили в главе 1. О том как развивать деятельность кругозор обсудим далее. Наработанный опыт — это мастерство в распознавании ситуаций, которые встречались ранее и понимание того, как лучше в них действовать. Для формирования опыта и лучшего распознавания ситуации необходимо развивать способности распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Эти способности связывают с эмоциональным интеллектом, этикой и моралью, состраданием. Об этом мы поговорим в главе 11.

______

Понятия и модели: самоконтроль: ролевая осознанность.

  • [1]  Если понимать, что вы действуете по роли, то легче отследить нарушение, потому что есть формальная ролевая практика как шкала для оценки качества действий

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»