Собранность как практика роли менеджера

Собранность в курсе "Образование для образованных" понимается как способность вне зависимости от внешней и внутренней ситуации удерживать свое внимание на произвольном объекте или процессе + осознавать это внимание, что позволяет возвращать внимание в случае его отвлечений. Экзокортекс помогает переключать внимание с обьекта на объект и с одного масштаба времени на другой путем сохранения контекста и напоминаний.

Я же вижу собранность как практику роли менеджера по организации нашей деятельности как исполнителей той или иной роли, а осознанность как способ которым мы в роли менеджера мониторим или контролируем нас в момент исполнения ролей.

Тут кажется полезным рассмотреть аналогию наших внутренних ролей с работой команды над проектом.

Например, есть задача сделать полку в кладовку. Предположим у нас команда из менеджера, проектировщика и плотника. Менеджер, зная жизненный цикл создания полки, организовывает работы проектировщика и плотника так чтобы за заданное время, в результате получилась полка в соответствии с заданием. Чтобы понимать, что работы идут по плану, менеджер каждый час приходит на участок выполнения работ и проверяет, что уже сделано, сверяется с планом и решает, что делать если работы отстают от плана. Например, проектировщик успел сделать проект в срок, а плотник явно работает медленно. Менеджер решает задержаться на участке выполнения плотницких работ и посмотреть, почему работа идет медленно. Он замечает, что плотник постоянно отвлекается на телефон, что-то смотрит и печатает там (теряет фокус). У менеджера есть несколько способов как можно справится с ситуацией, например, он может каждый раз когда плотник отрывается от работы и берет в руки телефон, говорить ему, что если он так будет делать то не успеет сдать работу в срок и заставлять его вернуться к работе. Или он может поговорить с плотником, выяснить, что за проблема у него и как можно с ней помочь - возможно у плотника проблемы в семье, или у него дома сейчас устанавливают кондиционер и от него требуются ответы на какие то вопросы. Или он может пообещать плотнику дополнительных денег, если тот соберется и сделает работу вовремя. Или он попросит плотника звонить менеджеру каждый час и сообщать что уже сделано.
Диапазон возможных решений зависит от ролевого кругозора менеджера и его опыта.

Кажется тоже самое происходит у нас в мозгу, когда все эти роли мы играем сами. Мы, как менеджер, можем силой возвращать внимание когда оно отвлекается от работы (менеджер следит за плотником и когда тот отвлекается, говорит ему возвращаться к работе - это называется микро-менеджемент). Мы, как менеджер, можем обеспечить себе удобную среду, отключить телефоны, решить заранее все возможные проблемы и спланировать работу так, чтобы каждая задача была по силам, так чтобы мы, как плотник, могли работать эффективно в потоке - тогда нам в роли менеджера не придется присматривать за нами в роли плотника.

То есть управление вниманием требует отдельной роли (менеджер, ментор), интереса, предпочтений и намерений. Я думаю, что для этого не требуется какая-то специальная осознанность, а нужно просто переключение внимания (или раздвоение его) между ролями, которое происходит автоматически. Если мы решили, что нам, когда мы выполняем работу плотника, нужен менеджер, у нас параллельно работает (или подключается время от времени) роль менеджера для проверки нашей работы и того насколько эффективно мы работаем. Если же мы смотрим фильм, то мы решаем, что тут менеджер не нужен и не разделяем внимание, а полностью отдаем его фильму.
Наверное, не все зависит от нашего решения, нужна тренировка в практиках менеджера, потому что мы зачастую “менеджерим” себя также как и других. В случае когда мы умеем только микро-менеджерить - мы то же самое будем делать и с собой, не доверять себе, заставлять себя, силой возвращать внимание к работе.

В самых ближайших планах у меня взять курс системного менеджмента (к этому моменту я прошел все пререквизиты) и экспериментально проверить насколько улучшится моя собранность.