Использование языка трансдисциплины

Краткая предыстория

Впервые попытку понять что же такое системное мышление я сделала летом 2021 года по книге. После прочтения книги, предмет я скорее не понимала, только набрала первичный словарь понятий. Дальше были курсы "Системного саморазвития" и "Образования для образованных". После последнего я загорелась идеей пройти курс "Онтологики и коммуникации". Было смутное ощущение, что именно этого курса мне не хватает для того, чтобы начать понимать предмет. Однако, очно пройти курс я не могла из-за того, что нахожусь не в Москве. Когда же курс "Онтологики и коммуникации" был появился на платформе, я сразу приступила к его прохождению. После вернулась к "Системному саморазвитию", но увидев набор в экспериментальную учебную группу по курсу "Введение в системное мышление 2022" сразу переключилась на прохождение последнего.

Отношение "использование языка трансдисциплины"

Одним из важнейших открытий первого раздела курса для меня стало отношение "использование языка трансдисциплины". Оно описывает отношение системного мышления как трансдисциплины для инженерии, предпринимательства и менеджемента. Возможно, именно курс Онтологики позволило мне построить в голове схему отношений понятий.

Также в курсе "Введение в системное мышление 2022" Церен В. Церенов приводит замечательный пример: математика для физики, химии это трансдисциплина. Вышестоящие по воображаемому мной дереву дисциплин физика, химия используют язык математики. В школе до начала изучения физики мы изучали математику. Заниматься физикой на уровне житейских наблюдений, делать грубые качественные прикидки может человек, незнакомый с математикой. Его решения задач, однако, будут менее точными, чем решения задач человеком, использующим язык математики.

Аналогично системное мышление встало в моей картине как основание соседнего к математике дерева дисциплин. В этом случае вышестоящими, что используют его понятийный аппарат, оказываются инженерия, предпринимательство и менеджемент. Соответственно, так же как и с математикой, решение задач этих дисциплин наверняка возможно и для людей, незнакомых с системным мышлением. Оперирование же понятиями системного мышления при решение такого рода задач, повышает шансы успешности проекта.

NADJA, спасибо за пост!


По поводу Вашего раздела "Краткая предыстория"...

После прочтения (дважды перечитал этот раздел), у меня такое впечатление появилось, что Вы проходите все перечисленные Вами курсы в их взаимосвязи. Повторюсь: это моё впечатление от прочитанного. Не факт, что "так оно на самом деле", но меня это зацепило. И вот почему.


Уже ближе к вечеру 19 марта, но ещё до того как я познакомился с Вашей статьёй, я внезапно отследил свои действия по про прохождению #сиВСМ: пишу свои заметки в "свой" Obsidian сам себе пересказываю прочитанное из первой главы "Введение в системное мышление" и... регулярно "ныряю" в три других онлайн-курса программы "Бесконечное развитие":

  1. А.И. Левенчук "Образование для образованных 2021"
  2. П.М. Медведева "Онтологика и коммуникация 2021"
  3. А.И. Левенчук "Системное мышление 2022”
А потом обратно в курс Ц.В. Церенова "Введение в системное мышление 2022"


Когда же я поймал себя на очередном таком "нырке", пришло и осознание: если у меня возникает потребность уточнить/перепроверить себя в ходе написания заметок, то я пользуюсь поиском не в онлайн-курсе Ц.В. Церенова, а в трёх других (см. выше). И только потом возвращаюсь в "Введение в системное мышление 2022". А поскольку разные авторы пишут о сходных понятиях разными словами, то и понимание материала [в моем случае] значительно лучше происходит.


Т.е. получается, что перечисленные в Вашей статье курсы, с учётом их единовременной доступности по подписке, можно пользовать как "справочные/методические пособия", а размещение на платформе Aisystant программы и подписки "Бесконечное развитие" , на мой взгляд, очень сходно с электронной библиотекой: нужен дополнительный материал по теме? — Пожалуйста! Переходи себе в другой онлайн-курс и пользуйся на здоровье встроенным поиском.


Удивлён, что нигде прежде не читал об этом... Наверняка, где-то отцы-основатели ШСМ об этом уже писали (?) Но я до сих пор об этом ни от кого не слышал. А тут — бац! И Ваш пост на глаза попался...


Спасибо большое за Вашу публикацию, NADJA!


Advat, вот это да! Это как раз то, как я работаю над материалом. Я тоже обращаюсь к своим заметкам по другим курсам, к другим курсам, но ещё чаще мне помогают статьи на сайте школы. Я думаю, это просто замечательно, что складывается такая обширная база знаний, где можно проследить развитие мысли, почитать цивилизованные дискуссии, “подумать об других”.

Важно отметить, о чем говорил на первой встрече первой стадигруп ВСМ Церен, что когда мы говорим о трансдисциплине мы всегда должны говорить о том, для какой дисциплины данная трансдисциплина является транс. Ну то есть просто сказать трансдисциплина СМ этого мало. Правильно сказать так СМ - это трансдисциплина для дисциплины Предпринимательство. Затем Предпринимательство - возможно тоже трансдисциплина для дисциплины Технологическое предпринимательство и так далее в такой же же логике.