Здравствуйте!
Сегодня прошёл раздел «Системное мышление — это часть мыслительного мастерства» из онлайн-курса "Введение в системное мышление 2022" (автор — Церен В. Церенов).
Поделюсь тем, что осталось у меня в голове...
По версии курса "Введение в системное мышление 2022", существенное значение имеет #интеллект, т.к. "рабочий продукт" — это то, что создаётся деятелем в физическом мире. Из представленной в разделе модели следует, что создать рабочий продукт можно, как минимум, двумя разными по длительности путями:
— сравнительно долго, если "мастерство собранности" не освоено, т.к. "прикладное мастерство" развито слабо;
— сравнительно быстро, если освоено "мастерство собранности", которое позволяет быстрее осваивать любое "прикладное мастерство".
Так вот, именно #интеллект (иначе — "мыслительное мастерство") отвечает за скорость научения "прикладному мастерству". И "мыслительное мастерство" можно развивать, т.к. #функция интеллекта (как я понял по версии курса "Введение в системное мышление 2022") и состоит в том, чтобы [сложную] проблему (т.е. такую задачу, которую прежде не решалась) переформулировать в [ясную/понятную] задачу. А для этого необходимо знать приёмы такого преобразования. И одним из таких приёмов является способность подобрать необходимую дисциплину, в которой формализовано "прикладное мастерство". Интеллект (как одно из определений) — это про умение решать задачи, которые прежде никогда не решались, а одна из функций интеллекта — способность найти способ решения проблемы. Не обладая "мыслительным мастерством", крайне трудно подобрать учебник по "прикладному мастерству".
#Интеллект можно тренировать. Но не всем.
По версии курса #ОдО 2021, интеллектом обладают и зверушки. А.И. Левенчук (автор курса #ОдО 2021) приводит такую метафору (по памяти): мишку, который работает "медведем в цирке", можно научить крутить педали и держать равновесие. Мишка поедет по арене цирка. Интеллект мишки позволяет ему трудиться в роли "медведя в цирке." Но извлекать квадратные корни из натуральных чисел — такого "прикладного мастерства" за "медведем в цирке" до сих пор не наблюдается. А Мишка из пятого "А" — запросто извлечёт квадратный корень из числа 9. И даже из числа 144 извлечёт. И это не только потому, что Мишка находится в роли "ученика в школе", а мишка — "медведь в цирке". Мишка, в отличие от мишки, овладел (ну... или овладевает) "мыслительным мастерством" с помощью, в т.ч. и, учебников по математике. А вот "медведь в цирке" — неграмотный, книжков не читат, в средню школу — ни-ни (там суровая охрана-в-чёрном на входе)...
Если же серьёзно, то интеллект медведя, в отличие от интеллекта человека, значительно слабее. Человек (упрощённо, "абстрактный человек"), систематически научая себя, способен постоянно развивать свой интеллект за счёт освоения трансдисциплин, которые указывают на выбор именно таких прикладных дисциплин, которые необходимы для освоения "прикладного мастерства"... Во загнул! Аж сам передёрнулся. Впредь буду короткими предложениями писать. По-чеховски. Для людей. Так вот, возвращаясь к нашим Мишке и мишке. Человек может развивать свой интеллект, а вот зверушка — лишь частично способна овладеть "прикладной дисциплиной". Да и то — в крайне узком диапазоне. И никакое "мастерство собранности" не поможет человеку задрессировать "медведя в цирке" так, чтобы мишка овладел математикой на уровне Мишки из пятого "А". Интеллект у зверушки слаб — трансдисциплину такой интеллект не потянет. А человек, при наличии "мастерства собранности" — вполне себе не только математику-средней-школы освоит (учебную дисциплину), но и самое математику (трансдисциплину) регулярно развивает...
* * *
Резюме по разделу «Системное мышление — это часть мыслительного мастерства»:
UPDT 25/03/2022
1. "Мыслительное мастерство" и "интеллект" — понятия тождественные.
2. Между понятиями "мастерство собранности" и "рабочий продукт" можно выделить две связи (условно): "сильную" и "слабую".
3. "Сильная связь" — та, которая позволяет быстро достичь желаемого результата — проходит и через "мыслительное мастерство", и через "прикладное мастерство" (привет Мишке).
4. "Слабая связь" — ведёт от "мастерства собранности" к "рабочему продукту" только через "прикладное мастерство" (привет мишке).
5. Будь как Мишка, как мишка — не будь!
("Ехали медведи на велосипеде" в "нашем цирке" — оглянись вокруг! — и без тебя достаточно...)
Спасибо за курс!
С уважением —
Андрей А. Телятников,
студент.
#СтудентыПишут / #studentpost / #сиВСМ