Практики ролевого мастерства

Модель ролевого поведения человека

Ролевое мастерство демонстрируется владением определенных практик. Практики ролевого мастерства необходимы для того, чтобы выбирать роли, контролировать игру и вовремя менять роли, выявлять ошибки для улучшения игры по роли. Можно выделить следующие основные практики ролевого мастерства:

  1. Выявление ролей;
  2. Вход в роль и выход из роли;
  3. Самоконтроль: ролевая осознанность.

Каждый человек так или иначе владеет всеми этими практиками. Любой человек совершает действия, а значит можно их рассматривать как действия по какой-то роли. Исходя из контекста человек меняет своё поведение, то есть, можно сказать, что меняет роль. Также человек старается не повторять замеченные ошибки и стремится получать удовлетворение от своей деятельности. Ролевое рассмотрение позволяет внести осознанность во все эти действия человека. Осознанное ролевое мастерство обращает внимание к тому, как человек работает с ролями и как он улучшает своё поведение в роли.

Сформулированные практики ролевого мастерства – это модель, которая позволит улучшать поведение человека, в том числе за счет определения личных лайфхаков. Поэтому, как и любая модель она старается описать и объяснить действительность, а также имеет вероятностную природу, что не означает повсеместного использования[1]. В представленной модели упор также сделан на модель Михайи Чиксентмихайи о потоковом или оптимальном переживании.Ролевое мастерство для достижения состояния потока

Умение достигать состояния потока является задачей ролевого мастерства. Исполняемых человеком ролей много, но общее для всех ролевое мастерство способно помочь человеку быстрее достигать в этих ролях оптимальных потоковых переживаний. Это касается как новых ролей, так и поддержание подобных переживаний в уже освоенных ролях.

В книге «Поток: Психология оптимального переживания» Михай Чиксентмихайи описал оптимальные переживания и дал рекомендации по достижению состояния потока. Данную книгу можно использовать как учебник по практике достижения потока. В данном разделе кратко опишем содержание данной практики с учётом тех моделей, которые содержатся в нашей книге.

Собранность подготавливает человека к действию по роли, но не гарантирует потока напрямую. Человек может не собраться или не взять себя в руки, тогда исполнение роли будет "из рук вон плохо". Поток — это одно из состояний сознания, в котором пребывает человек при исполнении роли с точки зрения его упорядоченности. При исполнении роли человек может находиться в страхе или в состоянии аффекта. Радостное или оптимальное переживание — это эффект, который получает человек от пребывания в состоянии потока. Что-то происходит на биологическом уровне[2] в голове, когда человек играет роль в состоянии потока. Это что-то называем оптимальным, радостным или потоковым переживанием. Такое оптимальное переживание обогащает жизнь человека, делает её интересной. Поэтому поток и ролевое мастерство являются важными составляющими бесконечного развития, о котором пойдет речь в главе 12.

Человек исполняет роль по прикладной практике, но с помощью ролевого мастерства он быстрее сможет получить оптимальные переживания. Этому поможет модель постановки привычки[3], которая показывает, как пройти от первого этапа "Надо или любопытно" до четвертого этапа "НЕ могу не делать". На третьем этапе "Хочу" человек начинает получать потоковые переживания, после того как на втором этапе "Могу" освоил прикладную практику. Например, когда человек хочет научиться плавать он будет осваивать прикладную практику кроля. При этом ролевое мастерство позволит лучше моделировать прохождение всех четырех этапов постановки привычки, понимая, что результатом инвестированного времени и затраченных усилий могут быть потоковые переживания и положительный итоговый результат (спортивное тело или титул чемпиона). Появляется не только структура дальнейших действий (упорядоченное сознание), но и смысл действий, а также понятный план работ[4]. Таким же образом, можно применять ролевое мастерство к освоению рабочих ролей и практик.

Как ролевое мастерство помогает достижению потока? Сгруппируем необходимые условия, о которых пишет Михайи Чиксентмихайи, для вхождения в поток:

  • Четкое определение цели, Контроль над процессом, Осознание гармонии между сложностью задания и собственными возможностями;
  • Умение длительно концентрироваться, Потеря осознанности самого себя, Ощущение более быстрого/медленного течения времени, Отсутствие телесных потребностей, Полная самоотдача процессу;
  • Получение информации о прогрессе, Понимание того, что процесс приносит пользу.

При этом, как утверждает психолог, необязательно выполнять все эти 10 пунктов, чтобы попасть в состояние потока. Часто достаточно просто на длительное время сконцентрироваться на задаче и том факте, что вы способны её решить, инвестируя определенное время. Все остальные компоненты постепенно возникают сами собой. Поэтому мы объединили эти 10 (десять) пунктов в три группы, которые должны выполняться для достижения потока. Какие-то условия из группы могут не выполняться, но должно быть выполнено, как минимум одно условие из группы.

Первая группа условий связана с соответствием сложности выбранной деятельности текущему уровню жизненного мастерства. Это достигается за счёт практик выявления ролей и выбора личных ролей. Четкое определение цели осуществляется посредством практик личного стратегирования, а ролевое мастерство отвечает за то, чтобы планируемая деятельность была посильной, то есть её сложность должна соответствовать имеющему жизненному мастерству или быть ненамного выше. Вряд ли токарь сможет создать квантовый компьютер[5], а только что начинающий программировать на Python сможет быть полноценным членом команды разработчиков банковского приложения.

Выбор деятельности делается на стадии стратегирования, когда деятель выбирает будущий проект и систему. Например, человек оценил свои силы и принял решение освоить виндсерфинг или стать продакт-менеджером. Ролевое мастерство оценивает сложность новой роли исходя из текущего мыслительного мастерства (интеллекта) и мастерства собранности (владение собой). Можно сказать, что рабочим продуктом практики выбора личных ролей будет резолюция о том, что выбранная деятельность и/или выбранная роль может быть освоена текущем уровнем жизненного мастерства. Обычно при принятии подобных решений человек переоценивает свои возможности, потому что принимает эмоциональное решение быстрым мышлением. Поэтому необходимо осознанно разобраться в новой деятельности и понять требования новой роли к мыслительному мастерству и мастерству собранности.

Ролевое мастерство помогает выявить ролевую практику, которая формальным образом описывает планируемую к освоению деятельность и/или новую роль. Часто требуется выделить sota-практику, если вы хотите стать востребованным специалистом[6]. Деятельностный кругозор позволит выявить такую практику, при необходимости проведя исследования. Далее ролевое мастерство поможет быстрее дойти до 3 или 4 этапов постановки привычки, и не слиться при освоении данной практики.

Вторая группа условий для потока связана преимущественно с мастерством собранности, которая работает в связке с ролевым мастерством. Здесь важно концентрироваться и управлять вниманием в моменте деятельности. Необходимо входить в роль и обязательно вовремя выходить из роли, а также осуществлять самоконтроль при игре по роли. Внимание в моменте должно быть сосредоточено на получении и обработке обратной связи. Это помогает не только корректировать свои действия, но главным образом сосредоточиться на самой деятельности. Собранность также отвечает за готовность тела к освоению новой деятельности, помогает справляться с внутренним дискомфортом (неудовлетворенностями, эмоциями). Отсюда возникает потеря осознанности самого себя или ощущение быстрого или наоборот, медленного течения времени, а также полная самоотдача процессу.

Третья группа условий связана с получением обратной связи, но не в моменте деятельности, а когда деятельность закончилась. По итогам исполнения роли с помощью осознанного самоконтроля собирается информация для работы над ошибками. Ролевое мастерство обращает внимание на рабочий продукт, который должен создаваться прикладной ролью. Например, в процессе обучения ролевое мастерство обращает внимание на промежуточные рабочие продукты на каждом этапе обучения. "Разбор полетов" помогает формально оценить прогресс и осознать, что процесс приносит пользу. Также с помощью собранности необходимо выстроить процесс получения внешнего или внутреннего подкрепления. Это важно для прохождения второго этапа "Могу", когда эффект "любопытства" исчезает, и мотивация угасает.

Более подробно о практиках ролевого мастерства, которые помогают достижению потока и получения оптимальных переживаний, поговорим в следующих разделах.

______

Понятия и модели: практики ролевого мастерства; «собранность – человек – роль».

  • [1]  Кому-то данная модель может не подойти
  • [2]  Нейрофизиологии говорят о выделении нейромедиаторов, но на нашем уровне рассмотрения этот факт не является важным, поэтому мы его подробно не рассматриваем, в том числе чтобы не распылять внимание
  • [3]  Модель была представлена в главе 2
  • [4]  За счет подключения методологического мастерства и планирования работ по проекту
  • [5]  Конечно, в некоторых случаях, мастерство собранности в виде упорства, мотивации и силы воли творит чудеса, и люди достигают высот, о которых никто не мог бы подумать. Однако, сначала придётся инвестировать много времени в повышение уровня мыслительного мастерства и, возможно, собранности, а уже потом осваивать прикладное мастерство, которое даст видимый результат. Далеко не все могут пройти этот этап необходимого усиления интеллекта и нового уровня владения собой, и больше уповают на удачу
  • [6]  Конкурентное преимущество деятеля заключается в совокупности sota-практик, которыми он владеет

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»