Матрицы и Системное Мышление

Для меня, на момент написания поста, Системное Мышление - это набор призм, через которые надо смотреть на проект, чтобы повысить вероятность его (проекта) появления в физическом мире. 

Рабочим Продуктом СМ будет "Системное Эссе", где проект описан через Предпринимательскую, Инженерную, Менеджерскую призму. 

Цель СМ - удовлетворить интересы всех задействованных в проекте Ролей (+ выявить их) и повысить Антихрупкость системы (человек, команда, компания), которая СМ использует для организации проектной деятельности.

Становится очевидным, что СМ применяется на этапах планирования, то есть ДО начала работ (работы по планированию и стратегированию сюда не относим). 

Хорошее выражение, демонстрирующее цель и смысл СМ: Лучше день потерять, но за 5 минут долететь. 
или туда же: Фундамент дома не виден, но высота дома зависит от качества заложенного фундамента.

То есть стадии замысливания и проектирования становятся важнее стадий производства и эксплуатации.

Проектные роли Х Призмы Системного Мышления

На призмы ролей СМ (предприниматель, инженер, менеджер) накладываются еще призмы Проектных Ролей (юрист, программист, маркетолог). В итоге перед нами матрица, где для каждой Проектной Роли выделяем вопросы / практики, которые помогают провести эту роль по циклу Системного Мышления: 

Проектные роли + призмы Системного Мышления

Ограничения СМ

Важно также четко понимать, чего СМ не может. В принципе нет (и не может быть) какой-то одной методики / трансдициплины, которая бы описала и учла вообще всё. СМ не исключение. 

Системное Мышление сконцентрировано на системном описании системы и всех других систем, которые с ней взаимодействуют. Тогда, как, например, ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) сконцентрирована на поиске решения, которое позволит создать новое решение. 

Разные системы - описывают только части физического мира. Но так как СМ это трансдициплина, оно помогает собрать свой набор (стек) "призм" через которые будет описываться и реализовывать проект. 

СМ чем хорошо, что применимо в любой проектной роли, в отличие от той же математики (или уж тем более матанализа). Навык брать интегралы может помочь разработчику (да и то не каждому) или даже социологу, но становится почти бесполезным для "гуманитарных" ролей: юрист, маркетолог и т. д. Это одна из причин почему прежний подход инженерной школы (STEM знания) устаревает - они просто недостаточно универсальны, в отличие от СМ. 

SoTA практики Х Призмы Системного Мышления

Выходом здесь становится комбинация Системного Мышления + SoTA практик. То есть опять матрица: призмы предпринимателя, инженера, менеджера пересекающиеся с SoTA практиками внутри проектных ролей.

Пример комбинации Системного Мышления + SoTA практик у Маркетолога

Делая это упражнение, собрал для себя уникальные SoTA-практики. Ядро у большинства из них одинаковое, а разница обычно в технологиях.

Закончить хочу обобщающей мыслью, что СМ напоминает набор линз, через которые мы смотрим на окружающий мир. Объектом рассмотрения может быть какая угодно "система": от сайта компании до вкусного обеда. 

Фразу "Красота в глазах смотрящего" можно адаптировать в "Системное Мышление в глазах рассматривающего систему".

PS: На написание и публикацию поста ушло 1 час 25 минут

https://maxryzhkov.ru/esse/s-matrix

Максим, спасибо за пост!
СМ мы предлагаем как управление вниманием в проекте))
О появлении проекта (как системы создания) можно говорить, когда с какой-то целью начинает действовать сколько-то агентов. Но наличие системы создания не означает, что она обязательно произведет качественную ЦС.
“Экзамен по СМ” считается сданным, когда предъявляется созданная ЦС в физическом мире. Описание (эссе) будет одним из рабочих продуктов, но без привязки к “физике” оно не имеет смысла.
СМ применяется на всех стадиях ЖЦ и этапах реализации проекта! Оно позволяет вовремя отследить проблемы и начать их решать ДО того, как они убьют проект. Цикличность в применении будет важна!
Нет “более важных” и “менее важных” стадий (если какая-то стадия не особо важна, она выкидывается и ресурсы на нее не тратятся. Не можем выкинуть – важна). Просто рассматриваются немного по-разному, в разных временах (логическом и физическом).
Предпринимательская, инженерная и менеджерская области интересов – типовые, нужны в любом проекте. Внутри можно выделять разные роли/подроли; причем предпринимательские и менеджерские будут “типовые” и очень похожие в разных проектах, а вот инженерия очень разнообразна. Маркетолог является подролью предпринимателя.
Там сами практики конкретной роли можно моделировать по многим уровням, это будет в главе 10 кратко обсуждаться (в доп материалах к главе пример моделирования). Само такое моделирование, конечно, на других курсах идет уже, но мы какие-то “первые шаги” попробуем сделать в рамках курса.

Анна, как всегда, спасибо за развернутый коммент)