Ответственность или «шкура на кону»: плохо или хорошо?

Почему важна "шкура на кону"

Словосочетание "шкура на кону" имеет негативный окрас для большинства людей. Редко встретишь человека, который получает удовольствие если ему сказать, что его «шкуры на кон». Практически каждый старается всячески избежать постановки «шкуры на кон». Вероятно, многие знают картину «Суд Камбиса», или «Сдирание кожи с продажного судьи», которую в 1498 году нарисовал нидерландский художник Герард Давид[1].

Несмотря на негативные эмоции словосочетание «шкура на кону» довольно точно передает суть каждого действия человека. Хотим мы или нет, но «шкура на кону» стоит всегда. Даже когда вы идете в магазин за хлебом, то существует вероятность, что вас собьёт машина, упадет кирпич на голову или случится что-то подобное. В некоторых важных действиях или решениях необходимо осознавать, что поставлено на кон.

Ответственность за принятое решение – неотъемлемая часть этичного решения. Если вы не несете ответственность за решение, то значит оно неэтичное. Например, учет интересов для создания успешной системы – это принятое решение об удовлетворении одних проектных ролей и не удовлетворение других проектных ролей, а также осознанно принятая ответственность за данное решение[2].

Понятие ответственности или "шкуры на кону" раскрыто в книге Нассима Николаса Талеба «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Почему нам важно данное понятие в свете этики и жизненного мастерства? Без понимания "шкуры на кону" невозможно бесконечное развитие.

Если не понимать риски, то можно совершить фатальную ошибку. Талеб использует слово "лопнуть". Деятель постоянно принимает решения и совершает действия, поэтому ему важно правильно оценивать риски. Необходимо быть готовым встретить удачу, и не лопнуть ранее её прихода.

Удача – это не только выигрыш в лотерею. Удача в разных формах приходит к каждому. Жизненное мастерство помогает сократить период ожидания удачи: чем выше мастерство, тем больше вероятностей распознать удачу. Мастерство позволяет видеть больше возможностей. Кроме того, жизненное мастерство необходимо не только для того, чтобы воспользоваться удачей, оно помогает не профукать её с течением времени[3].

Также важно иметь необходимые ресурсы времени и средств, чтобы воспользоваться выпавшей возможностью. Ранее совершенная фатальная ошибка может лишить вас здоровья, времени и средств (инвестиций). Фатальная ошибка может привести к тому, что всё свободное время вы должны будете тратить на удовлетворение базовых потребностей. Ввязывание в плохо продуманные проекты будет отнимать у вас не только время, но и финансовые ресурсы и внимание. Таким образом, вы не сможете разглядеть новые возможности.

Невозможно быть деятелем, если споткнувшись и разбив голову об стену, не можешь подняться и бежать заново. Со школы нам прививают порочную практику откладывания принятия решения, если не уверен в ответе[4]. Однако, в жизни важно совершать как можно больше попыток, получая обратную связь и корректируя свои решения. И в этом процессе многочисленного принятия решений концепция «шкура на кону» помогает не лопнуть, а сохранять бесконечную возможность принимать решения (совершать действия и получать обратную связь).

Через шкуру на кону происходит связь с реальностью. Люди, не ставящие шкуру на кон, отрываются от реальности. Осознание ответственности за принятые решения и возможная плата за последствия позволяет мозгу задействовать все ресурсы жизненного мастерства. «Портя себе шкуру», вы учитесь и совершаете открытия – таков механизм органических сигналов, которые греки называли патемата математа («обучайся через боль»). Насим Талеб негативно отзывается об "интеллектуалах, но идиотов"[5], которые живут в бреду своих плохих теорий и не платят за последствия своих действий. Знание теоретических понятий не означает, что получивший образование и должность человек стал деятелем. Деятель постоянно ставит шкуру на кон, а того, кто мало рисковал и не рискует сейчас ни в коем случае нельзя допускать к принятию каких бы то ни было решений.

Без шкуры на кону нет эволюции. Довольно сложно кого-то убедить в неправоте. Это может сделать только реальность. Насим Талеб пишет: "Я тупой, когда не ставлю шкуру на кон". Плохие решения должны быть наказуемы, поэтому важно, чтобы для большого капитала государство не снижало риски, как оно подчас делает. Здоровая эволюция возможна только если есть риск вымереть, причем равный риск независимо от прошлых заслуг и размера состояния.

Без шкуры на кону невозможно бесконечно развивать жизненное мастерство. Каждый новый рубеж для деятеля – это вызов, который не дает скучать. Кроме того, большинство деятелей получают положительные эмоции (радость) от чувства, что они могут справиться с трудностями и что они контролируют опасность. Скука безопасного существования толкает людей заниматься опасными видами спорта или другой небезопасной деятельностью. Например, альпинизм, дайвинг, горные лыжи, автогонки и т.п., а также амбициозные бизнес-проекты или заселение Марса. Настоящий мастер никогда не откажется от чувства, когда он осознанно рискует, но при этом понимает, что контролирует ситуацию. В таких случаях говорят, что "чувствую жизнь", "получаю истинные переживания".

Заканчивает свою книгу Насим Талеб такой эпиграммой:

Нет мышц без силы,дружбы без доверия,мнения без последствий,…обучения без опыта,…..ценностей без практики,прогресса без цивилизации,дружбы без инвестиций,добродетели без риска,богатства, без опасности,религии без терпимости,и самое главное:нет ничего без шкуры на кону.

Как ставить шкуру на кон

Начнем с осознания, что такое "шкура на кону". Объяснение себе – это первый этап освоения любой практики. Выше мы говорили про риски похода за хлебом, а здесь скажем, что у прогулки в магазин есть много общего с русской рулеткой[6]. И это общее – вероятностьгибели. Только в русской рулетке вероятность погибнуть равна 1/6, а при походе за хлебом вероятность ничтожно мала, но не ненулевая. Однако, если бы человек играл в русскую рулетку бесконечное количество раз, то он со 100% вероятностью погиб. Точно также, если бы человек бесконечное время ходил бы за хлебом, то он со 100% вероятностью тоже погиб. Только в своей жизни более вероятно, что он умрет совсем по другим причинам. Например, потому что постоянно курит или регулярно напивается. То есть другие более вероятные причины смерти.

Насим Талеб примером с русской рулеткой показывает, что любое наше действие, повторяемое множество раз, имеет свойство накапливать вероятность реализации[7]. В жизни люди невольно играя в русскую рулетку называют это другими словами, и тем самым скрывают риски. Между тем важно осознавать, что накопленные риски существенно повышают вероятность фатальной ошибки.

Люди не осознают множество рисков, а успех измеряют в конкретный момент времени. Неэтичное поведение может привести к успеху в моменте, но с точки зрения бесконечного развития этот успех не будет постоянным. Со 100% уверенностью можно говорить, что когда-то произойдет фатальное событие, которое назовут "черным лебедем". Непредсказуемым является время прилета «черного лебедя», но вероятность прилета – 100%.

Неэтичное решение затрагивает интересы других людей, а значит повышает риски. Систематическое избегание этики и каждая плохая привычка сдвигает вероятность фатального события по шкале от «поход в магазин» в сторону «русская рулетка». Это не означает, что фатальное событие обязательно произойдет скоро, наша цель – сделать скрытые риски осознанными. Далее каждому человеку необходимо принимать решение, что сделать с этими знаниями. Деятель должен любить риск, потому что от него никуда не деться, но всячески уклоняться от краха фатального события[8].

Деятель должен постоянно действовать, но реальность выбраковывает тех, кто неправильно считает риски. Поэтому деятель, нацеленный на бесконечное развитие, должен понимать, что каждый мелкий риск укорачивает ожидаемую продолжительность жизни или может привести к фатальной ошибке[9]. Как пишет Талеб: "если вы ходите в горы, ездите на мотоцикле, знаетесь с мафией, летаете на маленьком самолете, пьете абсент и курите, то ожидаемая продолжительность вашей жизни значительно сокращается, хотя любое действие само по себе на нее почти не влияет. Повторение рисков превращает паранойю по поводу маловероятных событий, даже «патологическую», в абсолютно рациональную. Если вы подвергаетесь крошечной вероятности краха (одноразовый риск), выживаете, подвергаетесь ей снова (еще один одноразовый риск) и так далее, в конце концов вы со 100% вероятностью потерпите крах. Путаница возникает, потому что вам кажется, что, если «одноразовый» риск неопасен, еще один такой риск тоже неопасен. Переводя на язык цифр: вероятность краха приближается к 100% по мере того, как возрастает количество событий с низким риском (скажем, с вероятностью одно событие на десять тысяч)".

На втором этапе освоения концепции "шкуры на кону" необходимо выявить жизненные ситуации, в которых вы систематически ставите шкуру на кон. Из всего этого выбрать то, что является излишним риском, то есть риском, который можно просто устранить. Например, вредные привычки, влияющие на здоровье, или систематический обман, или практика принятия решений без учета максимальных возможный потерь. Последняя практика рекомендована Насимом Талебом по примеру финансового рынка, где при каждой сделке можно выставить stop-loss, то есть максимальную возможную потерю по сделке, но при этом могут быть неограниченные приобретения. Данную практику необходимо брать на вооружение в случаях принятия особо важных решений, чтобы просчитывать самый неблагоприятный сценарий.

Кроме того, можно ввести хорошие привычки, которые систематически будут работать на увеличение продолжительности жизни и на повышение жизненного мастерства. Хорошие привычки накапливают положительную вероятность встретить удачу и распознать её своим жизненным мастерством. Речь идет не только о здоровом образе жизни, но и, например, систематической практике чтения, мышления письмом, практиках стратегирования и устранения беспорядочного просмотра соцсетей. И здесь мы переходим к третьему этапу освоения концепции "шкуры на кону", которое связано с жизненным мастерством.

В книге "Одураченные случайностью. О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни" Насим Талеб пишет, что текущее благополучие с большой вероятностью может быть случайным. Добавим к этому то, что только отличное жизненное мастерство может на длительном промежутке времени демонстрировать интегральный успех[10], то есть достижения в самых разных сферах деятельности.

Многочисленные проекты деятеля должны быть ограничены по убыткам, но жизненное мастерство даст положительное ожидание успеха в течение бесконечного развития. Удача обязательно улыбнется бесконечно-развивающемуся деятелю, поэтому говорят, что удача – признак мастерства.

Удача кардинальным образом влияет на жизнь человека, и многие успешные люди – это всего лишь удачливые люди. Кому-то просто повезло, а кто-то смог удачно разглядеть и реализовать возможности за счет своего мастерства. Глупо просто ждать удачу. Эффективнее ждать удачу, развивая свое жизненное мастерство. Только таким образом постоянно повышается вероятность увидеть возможность, которая потом может быть названа удачей.

Поэтому для того, чтобы правильно ставить шкуру на кон необходимо выстраивать личную образовательную траекторию, которая затрагивает три платформенных уровня – собранность, мыслительное мастерство и прикладные практики. Мы подробно говорили про данные платформенные уровни, но тут же важно сказать про вычислительное мышление[11]Наше вычислительное мышление в части того, как мы принимаем решения хорошо срабатывает, если мы осознанно понимаем причины и следствия предыдущего опыта. Именно поэтому важно осознание роли этики, сострадания, «шкуры на кону» и других концепций Насима Талеба[12].

Правильно ставить шкуру на кон в рамках проектов помогает прикладное мастерство. Изучение прикладных дисциплин – это залог того, что вы идете по проторенной дорожке[13]. Кто-то ранее сформировал теорию, которая в том числе учитывает безопасность и помогает справляться с рисками. Занимаясь спортом по теории или с тренером, меньше риск получить травму. Также изучая прикладную дисциплину по менеджменту или инженерии, меньше риск сделать что-то неправильно.

Таким образом, концепция «шкура на кону» помогает достижению бесконечного развития. Позитивное мышление само по себе зачастую не только не гарантирует успех, но может даже помешать его достижению. Если деятель хочет создавать успешные системы и быть успешным на длительном периоде, то важно уметь работать с вероятностями, ожиданиями и рисками. Для этого необходимо правильно ставить шкуру на кон, а именно осознавать скрытые риски, устранять излишние риски и развивать жизненное мастерство. Все это даст гарантированную удачу и успех.

______

Понятия: «шкура на кону».

  • [1]  Геродот. История. Книга 5, глава 25, https://ru.wikipedia.org/wiki/Суд_Камбиса. Сюжет картины основан на истории, описанной в «Истории» Геродота: «… царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артаферна и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана — Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло, Камбис назначил судьёй вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит»
  • [2]  Любое ролевое поведение связано с ответственностью, поэтому, в частности, аналитик не признается ролью, потому что не несет ответственности, он только готовит материалы для последующего принятия решения
  • [3]  Многие не готовые к большим деньгам люди теряли свое состояние, которое преимущественно им досталось случайно
  • [4]  Подробнее об этом в главе 3 раздел «Информация в модели сознания»
  • [5]  Насим Талеб называет их сокращенно – ИНИ. Но Талеб не считает всех интеллектуалов идиотами, и есть еще худшая ситуация, когда во власти появляются люди совсем без образования
  • [6]  https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_рулетка
  • [7]  «Выкурить одну сигарету совершенно неопасно, а анализ эффективности затрат покажет, что отказываться от такого удовольствия при столь низком риске иррационально! Однако курение убивает, если выкуривать определенное количество пачек в год; другими словами, если мы подвергаемся риску вновь и вновь»
  • [8]  Риск невозможно не взять (да и не нельзя его не брать), но надо брать его осознанно, не перегибая с вероятностью краха
  • [9]  Соответственно деятель может не дождаться удачи, а с точки зрения бесконечного развития она обязательно будет
  • [10]  Подробнее об интегральном успехе будет рассказано в главе 12
  • [11]  Разрабатываемый в ШСМ курс вычислительного мышления будет нацелен на более широкое применение, которое будет связано с увязкой мышления с технологиями, как ставить задачи для компьютера и т.п. Здесь же немного говорим про биологическое вычислительное мышление, то есть про то, как мозг сам принимает решения, связанные с этикой, состраданием и шкурой на кону
  • [12]  Например, понимать разницу между вероятностью и ожиданиями, то есть вероятность, помноженную на выплату. Кроме того, в рамках онтологики необходимо изучить понятие «байесовская вероятность»
  • [13]  Это не касается ситуации, когда вы работаете на фронтире

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»

Пользуясь случаем, и выскажу своё мнение о понятии «Шкура на кону». Мне оно не очень нравится, я постоянно спотыкаюсь на нём в учебнике Системного саморазвития 2021.

Не нравится оно мне не только тем, что действительно имеет негативный окрас, но и тем что вольно или нет, создаёт впечатление того, что есть «кон». Отсюда получаются такие словосочетания: «шкура на кону» стоит всегда.

Это создаёт ложное мнение, что вот тут я играю, а вот тут я не играю. Тут у меня «шкура» посталена, а вот тут не поставлена, а тут я в «домике». Хотя имеется в виду, что вероятность потерять шкуру есть всегда, вне зависимости от времени. Об этом же говорит этика. Этика она тотальна. Она не заканчивается, когда мы снимаем костюм после работы и переодеваемся в домашнюю одежду.

Хороший пример есть в книге Ильяхова «Пиши — сокращай»:

Продающего текста не существует, но весь текст — продающий
Забудьте о разделении «тут продаем, тут не продаем». Вы продаете всегда.
Критикуя — предлагай. Чем заменить это понятие сложно сказать. Неотвративость наказания — это то чем является «шкура на кону» по сути. Понимание того, что за поступок с тебя, буквально, снимут шкуру. Если неотвратимости нет, то и шкуру можно ставить сколько угодно, её же никто не сдерет. И эффекта описанного Талебом не будет. Ответственность, нести ответственность, и принимать последствия.

В конечном счете как говорил Соломон: «Делай всё что хочешь, но помни о последствиях».