Кто вы по роли?

Выявить роль человека бывает полезно, чтобы понять какие у него интересы и каких действий стоит от него ожидать. Взгляд на одну и ту же ситуацию под разными углами может привести к рассмотрению и выявлению разных ролей. Например, если один друг оказывает услугу другому. Допустим один друг владеет автосервисом, а другой - дорогим автомобилем. И так сложилось, что один решил отремонтировать автомобиль у другого. "Свой" ведь человек.

И тут интересно как в ходе взаимодействия эти два человека будут выявлять роли. Хорошо, если всё пойдёт хорошо и оба выберут одинаковый контекст - "дружеский" или "деловой". Но как всё будет весело, если начнутся проблемы (например, ремонт затянется ) и контексты у них окажутся разными. Как вариант - "клиент" начнёт просить скидку "по знакомству" или владелец сервиса отложит ремонт и перекинет специалистов на более выгодный заказ.

Опытные предприниматели часто повторяют правило - нельзя вести бизнес с родственниками. Этот подход оправдывается сложностью разделения ролей и контекстов. Может ведь быть такое, что супруга-соучредитель заберёт у мужа из сейфа деньги предназначенные на завтрашнюю выплату зарплаты. Если, например, срочно надо оплатить семейный расходы на отдых или детей. Очевидно, что такое поведение нанесёт большой урон сразу по нескольким сферам жизни - по деловому и по семейному. И при этом оба могут искренне не понимать друг друга.

Правильное выявление ролей помогает не попадать похожие ситуации или выходить из них с минимальным ущербом. Разные понимания ролей проявляются рано, до каких-либо катастрофических последствий и достаточное мастерство поможет это заметить.

Александр, спасибо за отличный пост!
Очень правильные замечания. Компании при установлении этических принципов тоже часто запрещают родственникам работать там, где может возникнуть конфликт интересов, и это правильно.
Единственное, что я бы предложила скорректировать: если идет “деловое” взаимодействие, как в примере про автомобиль, то контекст может быть только “деловым” (практики трудовых ролей: продавец, покупатель, инженер-ремонтник и так далее). Дружеские бонусы возможны, например, когда продавец самостоятельно дает скидку и/или инженер ремонтирует машину быстрее/тщательнее, а покупатель рекламирует по “сарафанному радио”. Но это именно дружеские бонусы, контекст изначально должен быть деловой.