Что такое ролевое мастерство

Зачем нужно ролевое мастерство

В предыдущей главе введено понятие "роль", которое позволило обсуждать не самого человека, а его ролевое поведение. Ролевые поведения менеджеров, инженеров, логистов и других отдельно изучаются и записываются в книгах по менеджменту, инженерии или логистики[1].

Человека можно представить как совокупность ролей, которые он играет в жизни («Я – совокупность всех ролей»). Внимание к разным своим ролям помогает разбираться в сложных ситуациях в работе или жизни в целом. Различение человека и играемой роли означает, что человек может входить в роль, выходит из одной роли и переходит в другую. Также человек может застревать в роли и вовремя не переключаться на другие роли. Например, думает о работе перед сном или просматривает ленту соцсети на семейном обеде.

Вхождение и переключение между ролями требует отдельного мастерства. Для этого нужно "доставать из своего я" требуемую роль. Важно вовремя менять роли исходя из контекста ситуации и следить за качеством исполнения ролей. Качественное исполнение ролей повышает шансы на устранение неудовлетворенностей и дарит радостные переживания. Именно ролевое мастерство призвано управляться с многочисленными ролями и позволяет получать потоковые переживания от игры по роли.

Ролевое мастерство присутствует у каждого человека, ведь мы так или иначе перестраиваемся из роли в роль. С возрастом и опытом это мастерство повышается практически у каждого. Однако выделяя ролевое мастерство как объект внимания для саморазвития можно быстрее добиться результатов, которые дает ролевое мастерство. Ролевое мастерство является необходимым условием для того, чтобы человек быстрее:

  • вписывался в новые проекты и разбирался в сложных жизненных ситуациях;
  • достигал состояния потока в новых ролях.

Что значит вписываться в различные проекты и как это делать быстрее остальных?

Имея развитое ролевое мастерство, человек видит в людях исполнителей ролей, которые они играют. Когда человек приходит в новую команду, то именно ролевое мастерство помогает отделять людей от ролей, а соответственно коммуницировать не только уважительно[2], но и понимать профессиональные интересы проектных ролей, в которых находятся представители команды. С помощью деятельного кругозора идентифицируются ролевые поведения людей в проекте и выявляются используемые этими ролями практики.

Достижение потока является важной задачей ролевого мастерства. Как говорилось в предыдущих главах, через исполнение роли удовлетворяются человеческие потребности. Определенные неудовлетворенности устраняются в процессе исполнения роли, а другие потребности удовлетворяются за счёт получаемого результата от исполнения роли[3]. Ролевое мастерство помогает быстрее доходить до состояния потока в новой деятельности, при этом тратя меньше усилий и времени. А вот за итоговый результат или рабочий продукт отвечает прикладное мастерство. Например, ролевое мастерство может помочь с тем, чтобы вы быстрее начали плавать в бассейне в состоянии потока и тем самым получать удовольствие. А вот за результаты (время, рекорды, победы) отвечает прикладное мастерство пловца кролем[4].

Что входит в ролевое мастерство? Это практики ролевого мастерства и деятельностный кругозор. Основными практиками ролевого мастерства являются: выявление ролей, выбор личных ролей, вход и выход из роли, самоконтроль (ролевая осознанность). Деятельностный кругозор касается знаний предметной области[5], а также универсальных кругозорных дисциплин таких как системное предпринимательство, системная инженерия и системный менеджмент.

Как освоить ролевое мастерство? Освоение ролевого мастерства можно рассмотреть в соответствии с моделью спектра формальности мышления. Сначала изучаются дисциплины практик ролевого мастерства и расширяется деятельностный кругозор, а затем за счёт тренировок на реальных жизненных ситуациях эти знания переводятся в левый спектр мышления. Таким образом, ролевое мастерство доводится до уровня автоматизма. Примерно так происходит неосознанное развитие ролевого мастерства, за исключением того, что в своём жизненном опыте люди не уделяют внимания дисциплинам, а потому обучение ролевому мастерству происходит долго, и полученный навык сложно переносится из одной профессиональной области в другую.

Кроме того, для постановки ролевого мастерства, как и для постановки методологического мастерства или прикладного мастерства, необходима собранность. Как вы уже знаете мастерство собранности ставится отдельно, и им пользуемся для дальнейшего обучения трансдисциплинам и практикам.

Более подробно о практиках ролевого мастерства и о том, как развивается ролевое мастерство поговорим в следующих разделах данной главы.Место ролевого мастерства

Ролевое мастерство неспроста является частью мыслительного мастерства, оно совместно с методологическим мастерством помогает осваивать и играть разные проектные роли. Ролевое мастерство – это проявление интеллекта. Интеллект задействуется в выборе подходящей роли так, чтобы учесть множество разных интересов. Человек попадает в разные ситуации, в которых от него требуются определенные действия. В большинстве случаев интеллект не задействуется, а действия совершаются исходя из рефлексов, опыта или интуитивно[6]. Но в некоторых случаях человек осознанно определяет нужные роли, и вот за это отвечает интеллект или его функциональная часть – ролевое мастерство.

Чтобы легко входить (вписываться) в новые проекты одного ролевого мастерства недостаточно. Как мы говорили в прошлом разделе, ролевое мастерство лишь необходимое условие для разбирательства с новыми ситуациями. Необходимо ещё методологическое мастерство, в частности, системное мышление, чтобы совмещать разные интересы и работать с предпочтениями и намерениями многочисленных проектных ролей.

Ролевое мастерство помогает обращать внимание на то, как определенные роли влияют на наше психологическое состояние. Исполнение некоторых ролей приводит к негативному аспекту и нам это нужно улавливать, и менять исполняемые роли. Здесь ролевое мастерство опирается на психопрактики собранности и посредством самонаблюдения за исполнением роли позволяет обращать внимание на негативные эмоции от исполнения роли. Некоторые исполняемые роли не приносят нам удовлетворенности, поэтому важно это осознавать, и стараться изменить свое поведение.

С другой стороны, нельзя смешивать внутренние ощущения человека и те эмоции, которые не свойственны при исполнении роли. Например, человек может волноваться перед сложным разговором, но как менеджер он должен тембром голоса, жестами, мимикой сопровождать свою речь по роли. Передаваемое волнение от человека к исполняемой роли – это плохое ролевое мастерство. Поэтому разделяем эмоции человека как исполнителя роли и отдельно эмоции человека от исполнения роли[7].

Знание конкретной роли не входит в ролевое мастерство. Этим нужно заниматься отдельно, учить отдельно конкретную прикладную практику. Здесь подходит аналогия с актёром. Актёрское мастерство помогает человеку-актёру передать эмоции: правильно сыграть «царя» или показать "Петрушку"[8]. Актер понимает, как падает свет, как держать внимание зрителя и т.п. А вот разучиванием поведения и текста по роли царя, Петрушки или Гамлета – надо заниматься отдельно. Поэтому различаем знание конкретной проектной роли и ролевое мастерство.

Таким образом, ролевое мастерство позволяет управляться с многочисленными ролями, которые играет человек, в том числе быстрее достигать состояния потока в новых ролях. Ролевое мастерство является частью мыслительного мастерства (интеллекта), оно помогает быстрее разбираться в новых ситуациях, осваивать и играть проектные роли.

______

Понятия: ролевое мастерство.

  • [1]  Речь идет кругозорных книгах, в которых рассказывается как устроена какая-то деятельность, или о прикладных книгах, в которых рассказывается конкретная дисциплина. В книгах по деятельностному кругозору, в частности, говорится о том какие роли присутствуют в данной деятельности, а в книгах про прикладную дисциплину говориться о том, как конкретные роли создают рабочий продукт
  • [2]  За это отвечает собранность в части культуры поведения, этичности и морали. Человек с развитым ролевым мастерство разделяет неудовлетворенности людей и их ролевые интересы
  • [3]  Обычно устранение неудовлетворенностей в процесс исполнения роли свойственно досугу, а удовлетворение потребностей за счет полученного результата – свойственно труду. Подробнее об этом говорили в главе 2, раздел «Отрицательная полезность труда». Ролевое мастерство позволяет получать удовлетворение потребностей в том числе в процессе трудовой деятельности
  • [4]  Нельзя противопоставлять состояние потока и получаемые результаты, а необходимо говорить о дополнении одного другим
  • [5]  Речь идет о предметной области, в которой вы работаете. Подробнее в главе №1, раздел «Мастерство и знания». Антон Тюков говорил о 16 видах человеческой деятельности
  • [6]  То есть роль и практики, по которым человек совершает действия, определяются автоматически или не осознанно
  • [7]  Это часть является основной в актерском мастерстве
  • [8]  Слова актёра Даниила Спиваковского: «Я пытаюсь строго разграничить свою жизнь и свою профессию. Есть актеры, у которых хватает смелости, играя ту или иную роль, играть себя. Я же лицедействую…. Актер должен управлять своим персонажем, а не наоборот. Вхождение в роль – это техника, причем довольно ремесленная, так же как и выйти из образа. А если после съемочного дня или после сыгранного спектакля этот шлейф роли тянется за актером, это неправильно. И если актером управляет роль, тут уж действительно человеку нужно обратиться к врачу. Конечно, каждая профессия накладывает свой отпечаток, но переносить это в жизнь категорически нельзя». Источник: https://www.psyh.ru/happy-end-dlya-zloj-skazki

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»