Роль как функциональный объект

В начале данной главы понятие «роль» вводилось через театральную метафору как поведение человека. Вводя ментальную модель «роль», мы может лучше описывать человеческую деятельность. Мы говорили, что ролевое рассмотрение преимущественно распространено в рабочей деятельности, и поэтому речь идет о проектных ролях. Проектную роль всегда исполняет человек. Однако понятие роль можно использовать не только по отношению к человеку. Ведь роль – это функциональное поведение, а исполнитель этой роли – это какой-то физический объект. Этим объектом может быть как человек, так и неодушевленный предмет.

Давайте рассмотрим пример такси. В такси роль водителя может выполнять человек, а может выполнять робот с искусственным интеллектом. В случае с человеком мы будем говорить про проектную роль, чтобы подчеркнуть участие человека. Но когда говорим «в такси есть роль водитель», то в этом случает допускается, что исполнителем данной роли может быть как человек, так и неодушевленный объект.

Такое разделение на функциональный объект (роль) и исполнителя роли (конструктивный модуль, физический объект) является важным принципом системного мышления. Сначала понимается, что нужна функция забивания гвоздей, а уже потом на эту роль назначается исполнитель. Необязательно это будет молоток. Нужную роль "забивателя гвоздей" может сыграть микроскоп или камень. Также инженеры проектируют системы. Сначала они понимают какие функции нужны, а уже потом определяют модули, которые лучше всего подходят на эти функциональные роли.

Ролевой подход одинаков к рассмотрению человека и "железной" системы в качестве исполнителей определенных ролей. При этом поведение человека называют ролевым поведением, а поведение "железной" системы — это функция системы.

Но есть и более глубокие отличия, которые рассматривают в курсе системного мышления. Например, чтобы человек встал в нужную роль его необходимо каким-то образом уговорить, а уговаривать микроскоп исполнил роль молотка не нужно. Поэтому в системах с людьми на первый план выходит практика лидерства, суть которой состоит в том, чтобы человек в нужное время встал в роль и исполнил её хорошо, эффективно и с удовлетворением. Лидер умеет поставить человека в роль, то есть практика лидерства – это помощь другому человеку реализовать мастерство собранности[1]. Постановка в роль «железных» систем происходит обычными инженерными практиками и на основании физических теорий.

Ещё одно отличие состоит в том, что у «железной» системы нет интереса, интерес есть только у проектной роли. Для создания успешной системы учитываются интересы: сначала выясняются заинтересованные проектные роли, а потом их интересы. Но не всё так просто, поведение человека ещё описывается понятиями «намерения» и «предпочтения». С этими понятиями подробнее можно ознакомиться в курсе системного мышления.

______

Понятия и модели: функциональный объект.

  • [1]  Собранность – это способность подготовиться ментально и физически к действию. Собрать себя в кучку и способность владеть собой – это собранность по отношению к себе. Лидер умеет успокоить сознание другого человека и подготовить его к необходимому действию по роли. Подробнее о практике системного лидерства читайте в главе 11 в разделе про сострадание

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»