Осознанно учиться и осознанно отдыхать не так-то просто

Года 4 назад, я начала учить английский язык. Учила слова и фразы во время пробежки, во время уборки квартиры, если тренировалась по записи, то часто отвлекалась и переключалась на другое занятие. Уровень при таком обучении- elementary. В настоящее время, я научилась концентрировать внимание на одной дисциплине, разбирая неясные термины, вдумываясь, отвечая на вопросы по учебнику . Что же произошло за эти 4 года? Я научилась концентрации, я подхожу осознанной к действиям, к задачам, применяю практики осознанности. Познала я эти техники только из углубленного курса йоги, закончив10 месячный курс преподавания йоги.
Из книги "Образование для образованных 2020" , в разделе "Системная осознанность" предостережения по поводу "ухода в нирвану" через медитацию, или уход в эзотерику. "Мысли должны двигаться, и двигаться быстро, хотя и не хаотично" - фраза из книги. Как отследить - какие мысли у нас в голове, если не наблюдать за ними? Как заметить - о чем сейчас думаешь, какую мысль "пережевываешь" или в голове слова какого-то шлягера? Через осознанность? А если человек не может понять - что это такое осознанность, пока он не остановит поток своих мыслей. И это не так-то и легко, как кажется - остановить поток мыслей, тем более, что вряд ли в этом потоке есть что-то, что стоит записывать в картотеку. Медитируя, на простом уровне, на уровне созерцания и поможет заметить, какие же мысли у нас в голове или это руминация. Из нее , ясно дело, "стоящих" мыслей не может родится.
В течении последних 20 лет одна из лучших компетенций была многозадачность, универсальность, во время трудовой деятельности в Сбербанке, именно это умение ценилось больше всего. Ты лучший сотрудник, если можешь одновременно выполнять много задач, быстро переключаться. Рутина, автоматизм не приводят к осознанным действиям. В спортзале, на аэробике, повторяешь движения за тренером, не думая, не концентрируясь на выполнении, на дыхании. Да что говорить, даже такое слово - "осознанность" я не знала. Я пришла к состоянию осознанности через углубленное изучение йоги, физических практик и изучив "философию йоги" не смотря на то, что интернет "кишит" такими практиками медитации по книге Джудит Анадея "Чакры. Полная энциклопедия для начинающих", которую приводит Анатолий Левенчук в книге. Но хочу дать пояснение что "уход в нирвану" без длительных практик - не возможен, да и вообще - не возможен. А вот натренировать внимание по концентрацию через медитацию - разумную с обращением на дыхание и расслабление всего организма - это вполне реально.

  
  

1 лайк

Наталья, спасибо за пост!
Немного непонятно, а зачем останавливать мысли-то) чтобы что?
Осознанность понимаем вполне определенно – можем предъявить ход мыслей/рассуждений о чем-либо для внешней проверки, значит, есть осознанность. Не можем – ее нет. Эта штука как раз нужна для проверки размышлений: насколько они хороши. Нет мыслей/размышлений – нечего проверять.
Поэтому осознанность на курсе именно в постановке и применении практик. Занимаетесь какой-то деятельностью – значит, играете какую-то роль и применяете какую-то ролевую практику. Можете ее предъявить, рассказать, что делаете – отлично, значит, можете улучшить при необходимости. Не можете рассказать – не можете улучшить. Например, можете рассказать, что это за зверь такой – zettelkasten, для чего нужна практика и как применяется – можете себе поставить и “фармить” при помощи нее идеи, которые потом превращаются в новые улучшенные практики (позволяющие получить более качественные рабочие продукты быстрее) и в новые проекты. Не можете рассказать – не можете поставить или улучшить.
Хорошо, если медитации помогают. Но это ооооочень долгий путь к тому, чтобы быть без супернапрягов эффективным в деятельности. Зачем, если есть пути покороче: например, то же состояние потока сродни медитации, только “медитируете” над рабочей задачей, к примеру, или танцем. То есть, какие-то результаты вашей деятельности видны в физическом мире для окружающих + радость для себя. Это более полное переживание, чем только переживание медитаций в голове, за счет вот этого “мне есть что предъявить миру”))
Ну и внимание опять-таки лучше тренировать нацеленно. Те улучшать собранность, улучшая выполнение рабочих задач (удавить мультитаскинг, помодоро для контроля за отвлечениями и отдыха, восстановление ресурсов); тренировать внимание в разговоре, тренируясь отслеживать важные в разговоре объекты внимания (например, роли – свои и собеседника, эмоции или эпистемический статус, и тп).

Мультитаскинг на работе есть везде, но это не значит, что он оптимален)) напротив, с точки зрения современной теории ограничений (в том числе для знаниевой работы, а не только для производства) мультитаскинг/многозадачность (когда 2+ задачами надо заниматься одновременно) по факту дольше и дороже для компании. Это кажется контринтуитивным – но исключительно до столкновения с хорошими объяснениями, почему это так, подкрепленными результатами организаций, которые таки мультитаскинг удавили. Мы конкретно удавливание мультитаскинга включим в курс собранности с замерами, чтобы наши студенты это прямо на себе пережили)))