Второй бакалавриат: обязателен перед прикладными короткими курсами!

Мы настоятельно рекомендуем перед тем, как повышать своё прикладное мастерство на коротких (до сотни часов обучения) прикладных курсах обновить прошивку мозга версией интеллекта 2021 года, пройти программу «второго бакалавриата» из курсов для современных (обязательно современных, иначе нет смысла!) трансдисциплин. Результат прохождения коротких «практических» сугубо прикладных и конкретных курсов людьми с современной версией интеллекта будет успешен. Этот результат будет удовлетворять всех причастных к проектам, где были задействованы результаты короткого курса. Сомневаемся, что за два-три или даже десять дней прикладного курса можно получить профессиональный уровень мастерства с необходимой для работы беглостью в навыке и отсутствием новичковых ошибок, но выйти на уровень знания прикладной практики и какого-то умения по ней работать уж точно можно, если есть современный сильный интеллект!

Действительно, какая там системная инженерия, если нет системного мышления? Нет в голове понятия о границе системы — нет возможности понять про требования, не возможности понять, о чём именно там стоит беспокоиться в применении практики JTBD. Нет понятия в голове о операционном менеджменте из системного менеджмента — нет возможности понять, о чём беспокоиться и что и зачем отслеживать в управлении буферами работ.

А какое будет системное мышление, если нет понимания о том, как соотносятся модели мира в голове, в компьютере, на листочке бумаги, в учебнике, слайдах тех самых прикладных коротких или даже не очень коротких курсов и реальные объекты в физическом мире? Как тогда мы будем менять сам физический мир, а не разные его описания (учитывая, что инженер проектировщик будет настаивать, что его обязанности закончились, когда он выдал описание, а все остальные будут ожидать, что нужно дождаться успешного запуска в эксплуатацию изготовленной в физическом мире системы? Как перейдём границу прожектёрства и перестанем заниматься утопическими проектами, как поймём их утопичность? Как будем принимать решения, оценивать вероятность того, что предлагаемые участниками проекта инженерные, менеджерские, предпринимательские решения сработают? Никакого системного мышления не будет, если не пройдены основы онтологии, логики, экономики — эти трансдисциплины как раз и занимаются ответами на эти вопросы!

Онтология, логика, исследование/эпистемология сами по себе уже очень абстрактные зубодробительные в плане их освоения дисциплины, трудные в использовании практики. Как будем управлять вниманием, занимаясь длинными рассуждениями? Как будем брать себя в руки, не отвлекаясь на фейсбук, ВКонтакте и телеграм? Собранности ума и тела, осознанности как присмотру за своим вниманием тоже нужно учить! Нельзя надеяться, что умение сосредотачиваться придёт само собой, из ниоткуда появится умение организовать свой рабочий день без тупления в социальные сети. Это всё даётся через специально устроенное образование. Это то, чему не учат в обычной школе и обычном вузе.

Нужно заново образовывать даже вроде как образованных уже людей, бороться со всеобщей неинтеллектуальностью, отсутствием мыслительного мастерства ровно так же, как в двадцатые годы боролись с неграмотностью и у взрослых, и у детей.

Жалеть и учить, жалеть и учить. Но учить сначала не прикладным навыкам, они в 21 веке устареют за пару лет. Учить современным трансдисциплинам, будем надеяться, что нынешние их версии продержатся десяток-другой лет, хотя на сегодняшний день это довольно оптимистичная оценка.

Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2021».