Личные роли

Роли предпринимателя, инженера, менеджера и ученого

Люди редко задумываются о том, что они играют множество ролей в жизни. Раздвоение личности – это плохо, но в порядке вещей исполнять десяток и более проектных ролей. Ролевое рассмотрение является лишь моделью, которая помогает улучшать поведение человека. Но если применять эту ролевую модель, то можно идти дальше и говорить, что каждый человек играет роли предпринимателя, инженера, менеджера, ученого. Соответственно улучшение жизни человека возможно за счёт постановки соответствующих практик предпринимательства, инженерии, менеджмента и науки.

Правильное потребление информации и последующее размышление — это важные задачи исследовательской деятельности, поэтому каждый человек является научным исследователем или ученым познающим физический мир. В роли исследователя мы изучаем физический мир и составляем картины мира. Лучшие картины мира становятся научными теориями, а ученые, сделавшие данные открытия, получают премии и общественное признание. Но с точки зрения ролевой модели человек-первооткрыватель и обычный человек играют роль исследователя или ученого, когда изучают реальность и описывают её.

Другое дело, что человек, профессионально занимающийся наукой, не только зарабатывает на этой деятельности, но и вкладывает подавляющую часть своего времени в исследования. Также профессиональный ученый имеет доступ к необходимым технологиям и научному сообществу. Однако, профессиональный характер научной деятельности не является гарантией успеха. Например, многие открытия были сделаны исследователями, для которых наука была хобби или не основной деятельностью.

Обычный человек также проводит исследования, хотя бы в рамках своей профессиональной деятельности. Необязательно его целью является открытие чего-то нового. Это позволяет ему поддерживать свой кругозор на фронтире и быть в курсе изменений в профессиональной деятельности. Поэтому каждый деятель должен владеть практиками проведения исследований или потребления информации, развивать научное мышление и кругозор.

Роль ученого обратна роли инженера: ученый открывает новые дисциплины, формулирует научные законы или описания физического мира, а инженер с помощью научных теорий создаёт физические системы и/или меняет мир. Ученый переводит физический мир в ментальный, а инженер, наоборот, с помощью описаний привносит системы в физический мир.

Каждый человек является инженером. Как минимум, мы создаём себя. Каждый человек занимается саморазвитием, даже если он так не думает о своём поведении. В рабочей деятельности многие из нас участвуют в создании систем. Например, парикмахер – это с системной точки зрения «инженер», поскольку парикмахер создаёт такую систему как «прическа». К инженерной работе также относится работа по моделированию будущих систем, описание потребностей и требований, архитектурная работа и изобретательство. Открытие или создание новых практик – это работа ученого, а создание с помощью этих практик рабочих продуктов или систем – это деятельность инженера.

Чтобы продуктивнее создавать системы и менять мир необходимо владеть инженерными методами. Для создания разных систем необходимо изучать соответствующие практики. Например, при воспитании ребенка моделируется система «счастливый и готовый к самостоятельной жизни человек», а процесс воспитания с точки зрения системного мышления – это совокупность инженерных практик, которые позволяют создать данную систему. Поэтому каждый деятель должен владеть определенными инженерными практиками[1], и также практиками размышления.

Каждый человек является предпринимателем, потому что каждый день принимает решения, которые влияют на его жизнь. Куда пойти учиться или работать, стоит ли покупать квартиру или изучать системное мышление – это всё предпринимательские решения. На стадии личного стратегирования каждый человек делает выбор куда тратить не только финансовые средства, но и куда инвестировать время.

Большинство людей не уделяет внимание предпринимательским практикам, раз уж они не являются бизнесменами. Но это заблуждение. В случае каждого жизненного решения необходимо осознанно вставать в роль предпринимателя и брать на вооружение предпринимательскую практику. В частности, правильно ставить «шкуру на кон». Поэтому каждый деятель должен уметь выбирать системы и приоритетные проекты, а также понимать куда инвестировать время своей жизни.

Каждый человек является менеджером и лидером, потому что постоянно планирует дела и организовывает, по крайней мере, себя. С точки зрения менеджера человек планирует работы и хочет, чтобы они были сделаны в срок и с наименьшими издержками, а также контролирует и анализирует исполнение работ. Из роли лидера человек уговаривает себя не бросать заниматься спортом или ставит себя в роль автора поста. Поэтому каждый деятель должен владеть менеджерскими и лидерскими практиками.

Несмотря на то, что каждый человек исполняет вышеуказанные универсальные роли, он обязан исполнять, как минимум, одну роль на профессиональном уровне. В данной профессиональной роли человек должен применять sota-практики и постоянно совершенствовать свое мастерство. Здесь можно привести слова М.Булгакова, которые он вложил в уста профессора Ф.Ф.Преображенского: "Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел. Я сторонник разделения труда. В большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух..."[2].

Таким образом, каждый человек-деятель должен быть профессионалом в какой сфере, а также в той или иной мере владеть определенными практиками предпринимательства, инженерии, менеджмента, научного мышления и лидерства. Необязательно все эти практики должны быть лучшими, но важно, чтобы, они были осознанными. Определенные практики в зависимости от профессиональной деятельности должны быть sota-практиками. Например, необязательно человек, который работает парикмахером, владеть практиками кейс-менеджмента, достаточно владеть простыми практиками тайм-менеджмента, но при этом ему важно владеть лучшими практиками из парикмахерского дела.Роль ученика

В главе 2 обучение в широком смысле рассматривалось как процесс загрузки в человека новых для него картин мира. Осознанное обучение отличает от неосознанного тем, что в первом случае человек осознанно встает в роль ученика, а во-втором случае он также потребляет информацию, но при этом не старается осознать новые картины мира и/или совместить их с существующими в голове картинами мира. Поэтому во втором случае в голове могут закрепиться только простые и интуитивно понятные человеку картины мира[3]. Этим фактом пользуются манипуляторы, которые намеренно упрощают информацию и стараются привлечь внимание человека в моменты, когда он расслаблен или не готов включать медленное мышление.

Человек так или иначе, хочет он этого или нет, но обучается всю жизнь. Но либо человек осознанно встает в роль ученика[4] или же его ставит в эту роль внешний источник информации. Например, пропагандисты посредством телевизора обучают население "правильно" любить родину, а рекламщики обучают обывателя пользоваться товарами, чтобы улучшить его жизнь. Однако, для изучения сложных теорий и трансдисциплин, которые развивают интеллект, требуется сознание и внимание.

Невозможно учиться сложному знанию неосознанно или, например, в игровой форме[5]. Детей учат простым навыкам с помощью игр, но сложные картины мира требуют полного внимания, его нельзя расходовать на игровой контекст. Внимание требуется, чтобы связать новое знание с существующими картинами мира, а следовательно, нужно "подгрузить" все подходящие знания из головы и связать их логическим образом с новыми картинами мира. Кроме того, неосознанное обучение в игровой форме увеличивает время, за которое можно получить образовательный материал, поэтому уже со школьного возраста игровая форма перестает быть актуальной. Тем более, неосознанная форма обучения неприменима в самообразовании или в профессиональных тренингах повышения квалификации.

Большинство людей прекращают осознанно учиться, как только заканчивают вуз. Вероятно, что на это влияет 15-летний опыт принуждения к знаниям (школа и вуз), который вызывал множество отрицательных эмоций и сформировал определенную неудовлетворенность. Вниманием школьников и студентов долгое время управляли родители, учителя и профессора, а потому факт получения диплома воспринимается как освобождение. Возможно также, что в культуре долгое время окончание вуза воспринималось как высокое достижение, после которого человеку не нужно прилагать много усилий для обучения. Недаром у старшего поколения распространена фраза "я свои университеты давно закончил", что означает нецелесообразность дальнейшего обучения. В результате большинство взрослых утрачивают навыки обучения, и не осознают важность исполнения роли ученика.

Не понимание роли ученика приводит к безуспешным попыткам «наскоком взять» сложные трансдисциплины или за три дня изучить новые прикладные практики. Многие бизнес-тренеры пытаются с помощью игровых практик или другим косвенным способом помочь взрослым людям встать в роль ученика. К сожалению, некоторые взрослые не только утратили компетенцию учиться, но и держатся за свой опыт, который со временем теряет актуальность.

Мастерство ученика некоторым взрослым придётся ставить заново. Кому-то придётся заново осваивать умение учиться, а многие осознанно этому не учились ни в школе, ни в вузе. В школе и вузе осознанно учили предметам (дисциплинам), а умение учиться формировалось косвенным образом. На него преподаватели осознанно не обращали внимание.

Так что же такое роль ученика и какие практики должен знать ученик?  

Роль ученика — это одна из ролей, которая задействована в обучении. Посредством обучения создаётся жизненное мастерство человека, которое, как мы помним, можно представить в виде системы "Человек-платформа". Для создания любой успешной системы необходимо участие как минимум ролей предпринимателя, инженера, менеджера и лидера.

Предприниматель решает почему и на кого необходимо учиться. В детстве эту роль выполняют родители и даже государство, которое формирует образовательные стандарты. Но с возрастом человек волен самостоятельно решать зачем ему учиться[6]. Из роли предпринимателя человек делает выбор чему он будет осознанно учиться и почему это ему важно в жизни, то есть решает какие профессии будут востребованы в будущем[7]. Предприниматель также находит и определяет сколько ресурсов[8] необходимо вложить в данное обучение. За правильность своего выбора человек сам несет ответственность. Но многие люди не встают осознанно в роль предпринимателя, тогда делают выбор и обучаются неосознанно. Хотя ответственность за этот выбор все же приходится нести, а выбор за них делают поставщики разного контента[9], HR-службы, коллеги или друзья. Человек лишь подмахивает решение, которое ему кто-то красиво расписал. Например, идет учится потому что так принято, или учится не понимая как новые знания помогут в будущем.

Системный инженер проектирует и создаёт человека как платформу или "нового себя". Если предприниматель определяет почему и на кого учиться, то инженер определяет, как учиться и в каком порядке. Данную роль может выполнять внешний человек в роли тьютора. Но взрослый обязан сам по отношению к себе играть роль инженера. Инженер определяет стадии создания нового мастерства для достижения выбранных предпринимателем будущих прикладных ролей. Кроме того, системный инженер совмещает новое знание с уже имеющимся мастерством в модели "Человека-платформы", а также с другими проектами самообразования человека. Инженер должен понимать текущее состояние мастерства на трех платформенных уровнях, а также необходимое их целевое состояние исходя из будущих проектных ролей, которые хотел бы играть человек-деятель[10].

Менеджер планирует поэтапное выделение ресурсов и организовывает обучение. Эту роль нельзя полностью переложить на другого человека, поэтому с самого начала ребенка учат соблюдению расписания и дисциплине. Менеджер рассматривает обучение как управление работами. Для этого вполне подходит проектное управление. Каждый курс или самостоятельное освоение практики можно представить как проект. Менеджер нарезает работы в проекте обучения[11], в том числе определяет время и формирует календарь, формирует контрольные точки и контролирует получение промежуточных результатов. Как мы говорили ранее, тесно с ролью менеджера связана роль лидера. Человек должен часто вставать в роль лидера по отношению к себе, чтобы стимулировать себя играть другие роли, особенно роль ученика.

Исходя из вышеизложенного, роль ученика заключается в исполнении работ, которые намечены менеджером в проекте обучения. В свою очередь, сами работы появляются из стадий жизненного цикла обучения, определенных системным инженером. Данные работы связаны с практиками потребления информации и размышления из модели «Стадии жизнедеятельность бесконечно-развивающего деятеля». Преимущественно речь идет о посещении и умении работать на занятии, навыках самостоятельной и групповой работы.

Рабочими продуктами ученика будут конспекты/посты/эссе, выполненное домашнее задание и/или проект, самостоятельно выявленные и исправленные ошибки, созданная учебная система или её описание. Например, ученик должен владеть практиками систематического медленного чтения и поиска информации (исследованиями), мышления письмом, коммуникации, работы над ошибками и т.п.

Кроме того, для исполнения роли ученика, как и для исполнения любой роли человек должен владеть практиками собранности и ролевым мастерством, а также иметь соответствующе развитый интеллект. Собранность отвечает за соблюдение расписания, умение справляться со своими эмоциями в сложных ситуациях. Ролевое мастерство помогает настроиться на роль и контролировать осознанный переход в другие роли[12], а также помогает получать оптимальные переживания от исполнения роли ученика. Мыслительное мастерство человека в роли ученика должно соответствовать уровню сложности предполагаемого обучению. Например, бесполезно первоклассника учить матанализу или agile.

Ученик непосредственно изготавливает систему деятель (или "новую роль"), но делает это своеобразным способом. Эту работу не так видно, как работу команды автопроизводителя, создающей автомобиль. Ученик потребляет информацию (теории), размышляет (мышление письмом) и осваивает технологии (тренировками переводит мышление из левого в правый спектр). Таким образом, ученик буквально создаёт (отращивает) новые нейронные связи. Школа в ролях преподавателя, методиста и других тоже участвует в этом процессе, оказывая ученику разнообразные сервисы по доставке информации, помощи в освоении теории и тренировке новых практик (тренажер учебных задач). Поэтому школу можно представить как поставщика сервисов для ученика.

Разберем участие всех ролей на конкретном примере нашего выпускника Игоря. В роли предпринимателя Игорь решает развиваться в направлении инженерии требований. То есть как предприниматель Игорь решил, что инженер по требованию будет востребованной специальностью в будущем. Игорь поставил "свою шкуру на кон", и за этот выбор будет нести ответственность в будущем, если гипотеза не подтвердится[13]. Также из роли предпринимателя Игорь может через некоторое время изменить своё решение и поменять свои приоритеты[14]. А пока он решает, что на этот проект по созданию инженера по требованию он готов выделять по 10–15 часов в неделю в течение года.

Из роли системного инженера Игорь определяет, что ему необходимо сначала усилить свой интеллект за счёт освоения таких трансдисциплин как онтологика и коммуникации, системное мышление, вычислительное мышление и научное мышление, развить деятельностный кругозор и ролевое мастерство за счёт прохождения курсов по системному менеджменту и лидерству, системной инженерии, системному предпринимательству, а далее выявить sota-практики по инженерии требований и начать их применять в рабочем проекте.

Как менеджер Игорь планирует расписание, выделяя слоты времени каждый рабочий день по 2–3 часа, а также выделяет пошагово выделенные предпринимателем финансовые ресурсы на прохождение курсов, в том числе исходя из получаемых промежуточных результатов, которые определены системным инженером. Также менеджер совмещает работу и расписание с другими проектами. Как лидер Игорь следит за собой и мотивирует себя на исполнение необходимых ролей по проекту, особенно следит за исполнением роли ученика.

В роли ученика Игорь систематически исполняет домашнее задание, в частности, систематически читает и слушает лекции по предмету, проводит исследования, практикует мышление письмом и пишет публичные посты.

С учётом вышеизложенного, можно говорить, что роль ученика является отдельной ролью в образовательном процессе. Однако, право на существование имеет и другая теория, в которой ученик — это должность[15]. Тогда должность ученика включает в себя роли предпринимателя в личном обучении, инженера в личном обучении, менеджера в личном обучении, лидера в личном обучении[16]. О том, что такое должность поговорим в следующем разделе.

______

Понятия и модели: роли ученого, предпринимателя, инженера, менеджера, ученика.

  • [1]  Лучшие психопрактики также можно считать в таком случае инженерными.
  • [2]  Данные слова показывают, что важно оттачивать профессиональное мастерство. Тем не менее, в главе 12 мы будем говорить, что важно также иметь разносторонние интересы. И чтобы времени хватало на все виды деятельности, необходимо развивать мыслительное мастерство.
  • [3]  Исходя из текущего уровня жизненного мастерства.
  • [4]  Осознанное постановка в роль ученика связана с устранением отрицательной полезности труда или в данном случае вместо труда будет обучение. Когда появляется роль ученика, тогда можно говорить и о роли учителя. Если человек не встаёт осознанно в роль ученика, то программировать его мозг будет преимущественно поставщики простых картин мира.
  • [5]  Геймификация как дополнительная практика мотивации помогает изучению сложной теории. Отдельные элементы геймификации присутствуют, например, в приложении Focus To Do: за завершенные помидорки и ежедневные заходы в приложение выдаются единицы солнечного света, с помощью которого можно вырастить лес; есть еженедельный рейтинг участников; есть общий рейтинг. Однако, развлечения и геймификация не являются практиками обучения, это дополнительные практики поддержания мотивации. В игровой форме матанализ не учат, хотя какие-то дополнительные соревновательные практики или практики отслеживания прогресса уместно применять. Игровая форма как основной метод обучения отлично помогает ребенку или когда речь идет о простых практиках или когда не требуется скорость обучения. Подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение
  • [6]  Об этом подробно говорили в главе 2, когда обсуждали вопрос "зачем человеку образование и кто его обучает"
  • [7]  Из роли предпринимателя человек устраняет первый фактор отрицательной полезности труда (обучения), понимая, что нужно инвестировать время в будущее
  • [8]  Время и финансы
  • [9]  Блогеры, ТВ, рекламщики и т.п.
  • [10]  В главе 12 будет показано, что человек играет роли в различных личных и рабочих проектах. Исходя из этого необходимо развивать жизненное мастерство на трех платформенных уровнях
  • [11]  За него это может сделать преподаватель или разработчик образовательной программы, если речь идет о курсе тренингов
  • [12]  Например, в непредвиденных ситуациях
  • [13]  Игорь осознал какую целевую систему он будет создавать и тем самым преодолел отрицательную полезность труда (обучения). По крайней мере, первый фактор. Подробнее смотри раздел «Отрицательная полезность труда» главы 2
  • [14]  Как пишет Э.Рис в книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» предпринимателям иногда бывает нужно делать pivot (поворот или разворот)
  • [15]  Однако, не будем рассматривать данную концепцию подробно, потому что, по сути, мало что меняется
  • [16]  Сфера обучения в отличие от медицины не может похвастаться большим списком культурно-обусловленных ролей. Поэтому также как несколько веков назад в медицине была одна неделимая роль медикус, сейчас в обучении существует одна роль ученика

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»