Экзокортекс и Power Rangers

Когда мы слышим слово «мозг», большинство представляет физический мозг. Серое вещество, находящееся в нашем черепе. Но ведь это не так.

При слове «мозг» сегодня понимается система по принятию решений. На входе - информация / сигналы от окружающего мира, на выходе - действия / решения, совершаемые нами.

В этом случае мозг — не только физическое его воплощение. Но и, например, система заметок. Она подходит под эти критерии: в ней хранится много информации (≈ сигналов от окружающего мира), на выходе из нее + физический мозг мы получаем решения.

Например, решение написать этот пост (и его тема) пришло после изучения ранее сделанных мною заметок. То есть, при написании этого поста я использовал «мозг», который состоял из физического серого вещества + системы заметок (obsidian в моем случае).

Получается, что «мозг» — не замкнутая система, а модульная. К «мозгу» можно подключать дополнительные модули, которые улучшат общий перформанс «суммарный мозг».

На машину можно поставить более мощный спойлер, усиленный мотор, дополнительный багажник, увеличенные колеса. Функционально части машины останутся прежними (колеса крутятся, в кресле сидится, руль рулится), но суммарный (сетевой эффект) будет кратно больше относительно начальной системы.

Именно поэтому гораздо эффективнее не концентрироваться на улучшении памяти физического мозга, а бесконечно развить ее, разово внедрив модуль «Заметки» в свой «суммарный мозг» (экзокортекс). Если попробовать перенести параллель на машину, то нет смысла виртуозно осваивать механическую коробку передач, когда можно проапгрейдить машину до беспилотного управления ?‍♂️.

Приходя домой со школы, я включал телевизор, и там показывали сериал про Могучих Рейнджеров (Power Rangers). В каждой серии группа ребят в ярких костюмах побеждала очередного злодея. Происходило это по одному сценарию:

  1. Ребята веселой кампанией чилили на пляже
  2. Раздавался какой-то взрыв или случалась беда рядом с ними
  3. Каждый из ребят «превращался» в Power Ranger’a, садился в машину и шел сражаться со злодеем, который устроил беду из предыдущего шага
  4. Поодиночке ни у кого не получалось победить злодея
  5. Рейнджеры объединяли свои машины в одну общую большую (под коллективным управлением)
  6. Долго сражались, но в итоге побеждали монстра с помощью этой супермашины, после чего шли на пляж отмечать. Переход к шагу 1.

Эффект Power Rangers — когда объединяются простые системы, и суммарная система получается больше / лучше / эффективнее, чем её части по отдельности. 1 + 1 = 3.

Аналогичная история с экзокортексом. Объединив физический мозг с гаджетами, софтом, практиками, мы получаем «супермозг», который победит любого монстра, встречающегося нам на жизненном пути.

Доброго дня! Мне понравилось сравнение с супергероями которые справляются с злодеями сообща. Еще к ним нужно прибавить управленца (сознание), продолжая аналогию, по типу учителя Спринтера из ниндзя - черепашек, который не только направляет каждую способность “в ручном режиме” при решении конкретной задачи, но и заранее натренировал каждого героя для того чтобы функции выполнялись автономно, при необходимости (даже это предпочтительно).

Максим, спасибо за пост!
Отлично, что отметили, что мозг, точнее, его функциональные части – интеллект и мастерство – можно усилить. Действительно, есть 2 линии усиления. Первая: увеличить доступную мощность / поднять вычислительный ресурс / расширить доступное число камер – это означает использование экзокортекса (“усилителя мозга”) и экзотела (“усилителя тела”), те технологий. Вторая – заменить используемые в деятельности (те при применении практик) дисциплины, использовать лучшие имеющиеся SOTA как в трансдисциплинах, так и в прикладных. И вторая линия усиления не менее важна: чтобы быть в состоянии воспользоваться технологией на 100%, чтобы поставить гаджеты себе на службу, а не считать их “злом”, таки надо качать интеллект.

Что я бы предложила убрать: во-первых, забанить слово “система” до тренинга 8, когда вы изучите понятие “системы”. Сейчас, боюсь, слово “система” в тексте употреблено в бытовом смысле, но никак не в том, в котором оно употребляется на курсе и в котором, я надеюсь, будете употреблять его и вы после курса)
Во-вторых, в целом сводить функции мозга к принятиям решений не есть правильно, даже в нейробиологии нет такой “генеральной линии” рассуждений. Там много чего есть по функциям, поэтому мы в курсе берем только отдельные функциональные части мозга, например, “интеллект”, “мастерство”, “внимание”, “сознание”, и говорим точечно о них.
Также вижу, что есть пока сложности с понятием практики. Как будто в понятии вообще потерялась “дисциплина” и остались только “технологии”. Наоборот, мы считаем дисциплину важнее технологии, тк она задает объекты внимания и алгоритмы использования технологий. Нет смысла в беговом тренажере, если вы не знаете, как его использовать и для чего. Нет смысла в Obsidian, если вы не придерживаетесь какой-то дисциплины ведения заметок. Но понятие “практика” еще подробно не проходили, и оно будет жеваться до конца курса (главы 5-6, 10), так что думаю, разберемся с этим)