Подход к изучению системного мышления

В главе “Стадии обучения мышлению” последней стадией указана “Приложимость к реальным проектам”. Это заключительный этап обучения, на которое потрачены усилия. Ситуация, когда человек добился беглости в системном мышлении, но так и не применил к реальным проектам, кажется ужасной. Поэтому, на старте нужно запланировать где и как будем применять системное мышление. Кроме того, такое планирование поможет поддерживать мотивацию на необходимом для обучения уровне.

Я тимлид в команде разработчиков, и часто общаюсь с коллегами на тему профессионального развития и иногда дико слышать, что человек прочитал книгу в 700 страниц по базам данных и не попробовал на практике ничего из изученного. “Я не знаю как применить эти знания, там же только теория”. Поэтому встает вопрос, а стоило ли тратить время на чтение книги? Что прочитал и не применил - забудется. В этом случае можно попробовать другой подход: сначала определить техническую задачу или проблему, например: ускорить тесты, написать полезный инструмент, оптимизировать запросы к БД. Только потом получать нужные компетенции (сначала выявляем потребности, затем выявляем требования к квалификации). Такой подход мотивирует: можно строчку в резюме написать, перед коллегами похвалиться, заметить профессиональный рост.

При обучении системному мышлению, довольно тяжело тратить по 2-3 часа в день на протяжении года без понимания зачем это надо и где это применять. Предпочтительным вариантом будет не только понимание “зачем мне это”, а еще и “почему без этого нельзя”. Тут и позитивная мотивация и негативная.

К изучению системного мышления я пришел после того, как на протяжении года делал решение для e-commerce и постоянно его переделывал т.к. “Кое-что забыли, давайте переделывать”. Я понимаю, что продолжаю работать по интуиции. Это некомфортное состояние сильно мотивирует. Читая главы книги я рассматриваю изученное в контексте текущего проекта. Иногда такие проекции проясняют в голове некоторые вещи, что приносит удовлетворение и подстегивает к дальнейшему обучению.

Сергей, спасибо за пост!
Круто, что отобрали для себя проект сразу)) да, действительно, порой в чате задают вопросы “а где его потом применять”?)) ответ один – “выходите в жизнь и применяете”)) там, где есть какой-то проект, в котором создается система или ее часть, там точно пригодится)
Проект саморазвития (обучения какому-то мастерству) тоже вполне себе проект и тоже можно распарсить по системной схеме проекта) и танец можно рассмотреть как динамическую систему, что приводит к весьма интересным результатам. У нас их на курсах по танцам (например, мультиданс) демонстрируют)