В главе “Стадии обучения мышлению” последней стадией указана “Приложимость к реальным проектам”. Это заключительный этап обучения, на которое потрачены усилия. Ситуация, когда человек добился беглости в системном мышлении, но так и не применил к реальным проектам, кажется ужасной. Поэтому, на старте нужно запланировать где и как будем применять системное мышление. Кроме того, такое планирование поможет поддерживать мотивацию на необходимом для обучения уровне.
Я тимлид в команде разработчиков, и часто общаюсь с коллегами на тему профессионального развития и иногда дико слышать, что человек прочитал книгу в 700 страниц по базам данных и не попробовал на практике ничего из изученного. “Я не знаю как применить эти знания, там же только теория”. Поэтому встает вопрос, а стоило ли тратить время на чтение книги? Что прочитал и не применил - забудется. В этом случае можно попробовать другой подход: сначала определить техническую задачу или проблему, например: ускорить тесты, написать полезный инструмент, оптимизировать запросы к БД. Только потом получать нужные компетенции (сначала выявляем потребности, затем выявляем требования к квалификации). Такой подход мотивирует: можно строчку в резюме написать, перед коллегами похвалиться, заметить профессиональный рост.
При обучении системному мышлению, довольно тяжело тратить по 2-3 часа в день на протяжении года без понимания зачем это надо и где это применять. Предпочтительным вариантом будет не только понимание “зачем мне это”, а еще и “почему без этого нельзя”. Тут и позитивная мотивация и негативная.
К изучению системного мышления я пришел после того, как на протяжении года делал решение для e-commerce и постоянно его переделывал т.к. “Кое-что забыли, давайте переделывать”. Я понимаю, что продолжаю работать по интуиции. Это некомфортное состояние сильно мотивирует. Читая главы книги я рассматриваю изученное в контексте текущего проекта. Иногда такие проекции проясняют в голове некоторые вещи, что приносит удовлетворение и подстегивает к дальнейшему обучению.