Системное мышление или усиление интеллекта?

Внезапно среди преподавателей возникла дискуссия по поводу названия ежегодной конференции школы. С 2016 года существует название «Прикладное системное мышление», а в этом году приняли с Анатолием решение поменять название на «Усиление интеллекта».

Связано это с тем, что наша школа нацелена на создание жизненного мастерства человека. Жизненное мастерство делим на интеллект и прикладное мастерство (профессии). Усиленный интеллект позволяет быстрее осваивать любые профессии. Для развития интеллекта мы выделяем 17 трансдисциплин, а системное мышление - это всего лишь одна из этих 17. Именно поэтому решили перейти от системного мышления к более широкому понятию - интеллект.

Однако, возникло мнение о том, что подобное перепозиционирование выводит из числа нашей целевой аудитории инженеров, менеджеров, предпринимателей. Приводится аргумент: одно дело системное мышление, которое можно увязать с бизнесом, менеджментом и инженерией, а другое дело - интеллект, которым обычно занимаются психологи, коучи и другие инфоцыгане. Не дело инженерам посещать конференции по усилению интеллекта.

Я согласен, что мы, действительно, теряем часть своей аудитории. Так называемых людей-дела. Предположу, что причина в следующем.

Для старшего поколения отдельно существуют: работа и всякое саморазвитие. Первое - это бизнес, это реальное дело, это нужно обществу, стране, человечеству. Второе - это всякая личная ерунда, которой занимаются коучеры, горе-психологи, инфобизнесмены, и другие теоретики, которые только болтают (преподают). Тем более, технари уверены, что уже обладают хорошим интеллектом и получили достойное образование.

Новое поколение как раз, наоборот, хочет совместить работу и остальную жизнь. И это, как мне представляется, будет важным требованием для любого человека. Вот этот запрос и победит. Хотим ли мы, люди старшего поколения, этого или нет. И связано это хотя бы с тем, что молодым дольше жить.

Выход мне представляется в том, чтобы учить людей такому универсальному жизненному мастерству, которое позволит одинаково подходить к созданию любых систем. В этом наша основная гипотеза, которая заложена в создание ШСМ. И это то, что никто не делал (хотя есть ещё вопрос: можно ли это сделать?).

Можно выделить несколько типов систем, которые так или иначе создает человек:

  • он сам как деятель, стремящийся жить счастливо, интересно и успешно;
  • инженерная рабочая система, которую создаёт коллектив с участием человека-деятеля;
  • команда проекта, которую может развивать или создавать человек-деятель;
  • и далее предприятие, отрасль, город, страна, мир, которые может изменять к лучшему человек-деятель.

Подход к созданию железных и человеческих систем универсален, хотя на прикладном уровне создание каждой системы имеет свои существенные нюансы.

Если ввести в процесс саморазвития и обучения человека системную методологию, то и людям-дела станет интересно применять методологию к себе, к развитию детей. Уйдёт налёт психологизма, и саморазвитие перестанет быть только вотчиной гуманитариев.

В учебнике «Системное саморазвитие» как раз и сделан такой первый шаг к применению системного мышления к системе человек-деятель. Прямо буквально понятия системного мышления используются для того, что провести моделирование деятеля, и объяснить как создать такую успешную систему.

В итоге мы решили немного изменить название конференции, добавь прямое указание на рабочие интересы. Теперь название конференции: «Усиление интеллекта в предпринимательстве, инженерии и менеджменте». И состоится она в конце апреля.

Но это все-таки всей поставленной проблемы не решает. Необходимо выстраивать просвещенческую деятельность, и делать это одновременно с развитием и применением методологии к созданию ШСМ. Это необходимо, чтобы и старшему, и молодому поколению показать, как за счёт трансдисциплин интеллект-стека создаётся жизненное мастерство. И что это жизненное мастерство поможет создавать разные успешные системы.