Онтология и аналогия

Читаю, например, про системную схему образовательного проекта. Прилагаю усилия чтобы осознать и понять новую информация, а затем представляю схему текущего IT-проекта из жизни и мысленно “натягиваю” на него схему образовательного проекта из книги. И происходит чудо, возникает ощущение понимания. Эта “роль“ из книжного проекта такая же как вот эта “роль” там, в жизни. Это “продукт”, а это “команда” - все понятно. Мозгу становится легче добавить неизвестные объекты в известную схему, чем строить новую онтику “с нуля”.

Вот еще примеры аналогий:

  • Изучение SoTA трансдисциплины подобно тому как установить новое приложение в смартфон. И вывод из рассуждения: её (дисциплину) нужно не только изучить (установить), но и использовать, иначе толку не будет.
  • Пропив курс БАДов компании ABC можно вывести токсины из кишечника. Это подобно тому, как залив кислотосодержащую жидкость в водопроводный сток, очистить трубы от налипшего жира и бактерий.

Знание онтологии дает возможность понять к какому домену относится текущая информация. Позволяет разобраться на каких уровнях абстракции и формальности описана текущая модель. А затем мы сможем избегать ошибок, как в примере с БАДами, описанном выше, так как сможем провести логическое рассуждение по представленным доменам. Проверить не смешали ли объекты разных доменов, уровней абстракции и формальности.

Другая история. В рабочем проекте поступила просьба от заказчика интегрировать нашу систему с их телекоммуникационным оборудованием. Спецификацию API они предоставят. Почему бы нет, решили мы. Придется немного погуглить и методом проб и ошибок сделаем. Но это через один уровень композиции к нижележащим уровням платформенного стека. Там совсем другой домен и практики! Потратили кучу времени и, в результате, обратились к спецам по данному оборудованию. А знали бы онтологию, очень осторожно отнеслись бы к данной задаче, ведь пересечение эмерджентного уровня может радикально изменить дисциплину и технологию.
#сиОдО