Почему бывает сложно преодолеть яму отрицательной производительности труда?

Первым делом опишу своё понимание термина "отрицательная производительность труда". Это тот период инвестирования времени во что-то новое, когда полученное удовлетворение проделанной работы меньше альтернативных вариантов времяпрепровождения.
Этот период я бы назвал "ямой нехочухи". В первой его половине особенно сильно хочется перестать делать новое. Кажется, что бенефиты от зартаченного времени где-то очень далеко и довольно призрачны. Усугубить ситуацию может переоценка своего мастерства ученика. На своём примере знаю, что кажется, что обучиться новому умению удастся быстро, ведь я уже выучился многому. В результате мотивация на начальном этапе значительно падает. Техника выработки привычки позволяет добавить к отдалённым бенефитам радость от следования плану и сделать их не такими призрачными. А наличие плана даёт понимание, что цель вовсе не призрачная, а хоть и не быстро, но достижимая.


На графиках постарался показать постепенно падающую удовлетворённость от пассивного досуга и ощущения отрицательной производительности труда при выработке нового способа активного отдыха, в дальнейшем дающего большее удовлетворение.

Дальше порассуждаю на примерах.
Чтобы освоить горные лыжи пришлось сделать два подхода. В первый подход была взята очень высокая планка - учиться кататься я начал в Приэльбрусье на Чегете. Это довольно сложная для новичков локация без подготовленных склонов. Потратив два дня на обучение с инструктором, я смог съехать сверху до низу сам, но никакой радости от процесса не получил. Скорее переутомление и ужас. :) Лыжи были заброшены лет на 5. Второй подход начался с корпоративной поездки в подмосковную Яхрому. Там, после нескольких часов катания по простым трассам, пришло понимание, что лыжи - это не обязательно страшно, что можно получать удовольствие даже обладая небольшим уровнем и дальше его совершенствовать без страшного преодоления. Тут хотелось бы выделить два момента. Первый - переоценка лёгкости обучения и выбор слишком крутой кривой обучения. В результате та самая “яма нехочухи“ не была преодолена с первой попытки. Второй - если бы перед первым обучением была собрана информация о том, с чего начать учиться и где, наверняка было бы проще.
В противоположность подход к езде на велике во взрослом возрасте я начал с того, что после первых простых поездок изучил нюансы и угрозы для здоровья, после этого попробовал разные виды горного и городского велоспорта и пришёл к миксу из ориентирования и кросс-кантри, которые стали важной частью жизни и уже принесли ощущение удовлетворённости (хотя содранные локти и ладони вкупе с синяками иногда добавляют ложку дёгтя :D)


В заключение хотелось бы чуть-чуть порассуждать о том, почему же сложно оторваться от пассивного досуга. Современные соц. сети и приложения специально заточены под то, чтобы пользователи проводили в них максимум времени. Лента подбирается так, что бы было сложно оторваться. На это накладывается ещё и то, что мозг и сам рад быть обманутым - кажется, что если внимание переключено, значит деятельность сменилась и вот он долгожданный отдых. Одновременно с этим появляется иллюзия существования в гуще событий и расширения знаний о мире.Тем более когда в качестве альтернативы маячит бег под холодным дождём, например. Человеку, который не испытал прилива эндорфинов от физической нагрузки, сложно объяснить, что после нескольких часов езды по грязным тропинкам в лесу можно быть гораздо радостнее, чем после пары часов на диване перед телевизором с сериалом. Неосознанная некомпетентность в полный рост.

Выводом будут простые вещи, которые, однако, хорошо повторять снова и снова:

  • Когда хочется бросить что-то начатое, подумай, не замахнулся ли на слишком большой кусок. Возможно стоит выбрать для начала более доступную цель.
  • Открыв соц. сети или сев перед телевизором, попробуй трезво оценить, что получишь в результате. Развитие навыка наблюдения за собой поможет вспомнить о том, что нужно задуматься об оценке.
  • Знание всех актуальных новостей очень редко является истинным знанием и приносит пользу. Знания, получаемые системно и развивающие что-то из навыков - вот действительно стоящая цель.

Есть классный график из книги Atomic Habbits про “Долину Отчаяния” и наши ожидания от какой-либо деятельности. Очень похоже на вашу “Яму Нехочухи” ?.

Для себя понял, что когда мы ловим себя на ощущении неудовлетворенности (большой дельты) от ожидаемых и фактических результатов - надо понять, не зашли ли мы в эту долину? Если да, то поменять фокус с результатов на процесс. Например награждать себя похвалой за посвященное время. Потому что часто результаты нелинейны, а наши ожидания да)

Владимир, спасибо за отличный пост!
По поводу “ямы нехочухи” нечего добавить к вашему посту и комментарию Максима)
А к выводам я предложила бы добавить следующее:

  • для того, чтобы контролировать использование соцсетей, можно задействовать экзокортекс. Например, в App Store для iPhone и iPad доступно замечательное приложение one sec, которое как раз позволяет ответить на вопрос "что получишь в результате открытия соцсети". Как только пользователь тапает на иконку соцсети, выскакивает приложение, которое замедляет открытие соцсети, предлагая сделать глубокий вдох в это время, а потом заставляет описать текстом причину, по которой вы открываете соцсеть. По отзывам, бесит страшно, но помогает)
  • Для преодоления ямы нехочухи можно не только мотивировать себя будущими наградами от результата и "текущими", моментальными наградами от процесса изменений. Если начать меняться не получается, даже если уже выбрана более доступная цель, то можно сначала ухудшить себе жизнь от "привычных" действий – ровно настолько, чтобы захотелось от этих привычных действий (практик) немедленно избавиться. Например, листать соцсети упорно, бессмысленно и беспощадно в каждый свободный промежуток времени; и не выходить из соцсети, когда стало скучно, а продолжать. И так каждый день до тех пор, пока дальше так жить станет невозможно. Иногда и такой путь к изменениям может пригодиться.
  • В блоге ШСМ есть практика формирования ленты новостей по интересам) ссылка на нее будет в главе 4, разделе "Мастерство размышлений".