Как в Школах нас отучают думать письмом

Я тут подумал, что первые попытки мышления письмом, о котором так много говорится в учебнике "Введение в системное мышление", случаются еще в школе. Только там они называются "Изложение", "Пересказ" или "Эссе". 

При чтении этих слов у вас не возникло легкого (или сильного) раздражения?? У меня немного да. Это пример, когда за формой потеряли суть.

В результате у всех, кто проходит через среднюю школу (95% населения), во взрослом возрасте - мысль о том, что надо что-то написать - вызывает подсознательную фантомную боль, привитую той самой "русичкой" или очередным "сочинением" по очередной неинтересной книге. 

Почему так произошло? И как жить дальше? Давайте разбираться. 

Юра, мы все прописали

В школе эссе / изложение - воспринимались как неизбежная повинность. Но цель изложений - ресинтез усвоенной информации через внутреннее проговаривание, внешнее написание. 

Это прокси к экзокортексу, размышлению, интеллекту, увеличению количества качественных рабочих продуктов мышления. Но об этом не было сказано. И могли бы усвоиться такие концепции в голове у школьника? Кажется что да.

Чтобы снизить объем получаемой боли от написания изложений (и cover letter на работу во взрослой жизни), людьми были придуманы фреймворки и лайфхаки упрощающие процедуру написания: готовые структуры, ГДЗ, примеры абзацев и тд (справедливости ради в случае экзаменов и дефицита времени, фреймворки действительно помогают). 

Роль Учителя

В западно-европейской школе, откуда пришел концепт и форма Университетов, концепция Учителя подразумевала человека-деятеля. Человека, который помимо преподавания ведет собственную научную / исследовательскую деятельность (в дополнении к другим ролям Деятеля). 

В следствии чего, Учитель сам много работает с информацией и систематизирует / сжимает ее мышлением письмом (написанием эссе / заметок / статей / исследований). 

И логично, что человек практикующий на регулярной основе некую технологию может гораздо лучше и эффективнее обучить этой технологии других. 

Но в силу требований государства, общества и мира - количество таких учителей-деятелей постепенно сокращалось. "Стране" стали нужны преподаватели-станочники, которым уровень жизненного мастерства не позволял освоить прикладную дисциплину глубже, чем того требовала сама эта дисциплина. 

Как следствие, преподаватели в школах сами не понимают зачем НА САМОМ ДЕЛЕ писать изложения. Они заставляют (страхом плохой оценки, неуспеваемости и прочими манипуляциями) учеников писать, потому что  учителей так же заставляет система образования.

Одно непонимание накладывает на другое. На выходе из школы вместе с аттестатом ученики получают острую фантомную боль к любой последующей письменной деятельности.   

Карго-культ "изложений"

Мы годами сидим за партами, с умным видом берем листочек и бумагу, что-то даже пишем, но вот только умнее / богаче (с точки зрения количества и качества идей) как-то не становимся.

Кажется, что единственные путь "обеления" эссе / изложения лежит через осознание на персональном уровне полезности практики Мышления письмом и систематическое ее соблюдение (хотя бы 1-2 помидорки в день). 

Что делать

Спустя время мыслящий человек-деятель заметит позитивные результаты от этой практики. В виде рабочих продуктов (заметок / статей), собранности и уменьшения хаоса в своей голове. 

В общем, надо учиться заново (≈переучиваться, что сложнее) писать эссе / изложения. Но уже с пониманием истинной цели этой практики. 

Максим, спасибо за пост!
Вы очень точно подметили разницу между “изложением”, “конспектом” и пр и мышлением письмом на интересные темы. Действительно, второе – про раскрытие своих мыслей на тему, попытки применить ее к жизни, и это сложнее просто “изложения”.
В целом, практики написания изложения / конспектов тоже могут быть полезны: они учат вытаскивать концепты/идеи/смыслы, заложенные автором в текст, и доносить их до окружающих при помощи удобных форм. Конспектирование помогает кратко записать тезисы, над которыми потом нужно размышлять. Кроме того, обе практики тренируют соблюдение формы/стиля (что тоже полезное умение).
Проблема в том, что на этом в школах СНГ все и останавливается. Мастерство размышлений не ставится и не обновляется сознательно никак. Высказывать свои мысли не учат, и это прямо беда-беда. Как раз “эссе на поразмышлять” отсутствует в массовом школьном обучении, да и в университетах не так часто встречается, как хотелось бы.
Как раз написание эссе может быть полезным. Например, при подготовке к языковому экзамену IELTS нужно учиться писать эссе разных типов: Типы эссе экзамена IELTS - Английский язык с репетитором Анастасией Валяевой
Там тоже есть форма, но она лишь задает структуру изложения, а вот проверяется глубина раскрытия темы вами, ваши идеи. Написание эссе буквально заставляет размышлять на заданную тему (например, преимущества и недостатки легализации наркотиков – это одна из реальных тем), еще и различать эссе разных типов (для этого надо быть внимательным к описанию задания, тк между некоторыми типами эссе разница не очень большая).
Подобного типа эссе вообще практически не встречается в образовании в странах СНГ.

Учителя тут такие же заложники системы, как и ученики) и, как мы будем еще не раз говорить на протяжении курса, 96% проблем не от людей-конкретных исполнителей, а в том, как система устроена, те в неэффективных практиках обучения. Меняешь практики – меняешь результат. Это один из концептов, который будет постоянно повторяться и, надеюсь, будет не просто осознан, но и начнет устойчиво применяться в жизни к концу курса.

Анна, спасибо за развернутый комментарий!
Да, с неидеальность системы образования с точки зрения развития антихрупких навыков у учеников - полностью согласен. Видимо у этой системы просто другие цели. ?‍♂️

Немножко обидно, что для осознания кривости системы приходится через нее пройти ?