Кто «Я»?

Человек часто думает о себе, если его внимание не занято чем-то другим. Каждый из нас постоянно прокручивает мысли о том, как он выглядит, что будет делать, думает о своей безопасности и т.п. Мы пережевываем одни и те же мысли в разных ракурсах. Об этом мы подробно говорили в главах 2–3, когда обсуждали хаос в сознании. Психология имеет дело с нашими мыслями и пытается в них разобраться, чтобы помочь человеку выпутаться из них и успокоить своё сознание. Кроме психологического взгляда на человека можно посмотреть с точки зрения медицины или биологии. Тогда мы будем говорить о рефлексах, органах и т.п.

На человека можно смотреть и с точки зрения системного мышления. Мы уже говорили про модель "Человек-платформа". Данная модель жизненного мастерства помогает определить образовательную траекторию, исходя из трех платформенных уровней: собранность, мыслительное и прикладное мастерство. Но можно использовать другую модель, которая выделит только роли, которые играет человек. То есть из модели "Человек-платформа" рассматривает только прикладной уровень. И в этом случае можно сказать, что "Я" — это совокупность всех ролей, которые играет человек. Например, роли отца, сына, менеджера, пассажира метро и т.п.

Часто представляясь человек наряду с ФИО обозначает свои главные деятельностные роли по жизни. Человек определяет свою идентичность через работу. Например, я – предприниматель, я – писатель, я – парикмахер. Работа все ещё позволяет человеку идентифицировать себя и причислять себя к определенной социальной среде[1]. Тем не менее, в современном мире работа уже не является настолько определяющей как в прошлые века. Исследования показывают, что новое поколение все больше начинает задаваться вопросом: «в чем моё предназначение?». В этой связи мы говорим про деятеля, который меняет жизнь к лучшему, а для этого он способен совмещать свои действия с ролями, а роли с неудовлетворенностями. Через неудовлетворенности других людей лежит путь к успеху и смыслу собственной жизни.

В модели "Я – совокупность ролей" наше внимание с неудовлетворенностей и желаний переводится на ролевое поведение. Поиск проблем происходит вовне или в поведении человека по роли, а не где-то внутри него. Неудовлетворяющее текущее положение, стрессовая или некомфортная ситуация рассматривается исходя из ролей, которые играет человек. В любой проблемной ситуации мы обращаем внимание на ту роль, которую играем в данный момент и исходя из этого принимаем дальнейшие решения. Например, мы не ищем в себе причины неудовлетворенности в жизни, хотя в этом тоже можно разобраться, а понимаем, что нужно встать в роль реформатора своей жизни и наметить стратегию саморазвития. Другой пример: если общаетесь на повышенных тонах с коллегой или ребенком, то нужно выйти в метапозицию[2] и подумать о текущих ролевых интересах, а не следовать своим биологическим инстинктам.

Согласно данной модели, мы можем осознанно подходить к любому сложному действию и ситуации. Для этого нужно из своего "Я" достать требуемую роль и применить нужную практику. Исходя из модели "Я – совокупность ролей" можно посмотреть на саморазвитие. Развитие себя происходит за счёт расширение играемых ролей и повышение квалификации в исполнении проектных ролей.

Большинство людей не занимаются осознанно своим саморазвитием или занимаются им по шаблонам «гуру» (великих людей). И как результата – отсутствие успехов в работе и жизни, мало друзей, низкая самооценка и неуверенность в себе. Они, по сути, невидимки. Чтобы стать видимым[3] нужно быть специалистом, то есть хорошо исполнять какую-то роль, а правильнее сказать – совокупность ролей. Какие это роли и умение их выбирать зависит от интеллекта. Нужно быть не просто видимым, но и привлекающим внимание интересным человеком[4], человеком с большим калибром личности.

За новые интересы и расширение ролей отвечает кругозор, а освоение новой роли и повышение квалификации происходит за счёт постановки новых практик (привычек). Поэтому ещё можно говорить, что "я" — это не только совокупность играемых ролей, но и совокупность освоенных прикладных практик.

Геном каждого человека уникален, и в природе нет людей с одинаковым сочетанием генов. По аналогии с геномом человека можно говорить про геном деятеля. Геном деятеля представляется как сочетание практик, которыми владеет человек. Ген в данном случае — это практика. В отличие от генома человека, геном деятеля можно изменять, то есть человек обучается новым sota-практикам. В следующем разделе подробно разберемся с понятием "практика".

______

Понятия и модели: «я – совокупность ролей».

  • [1]  А деятель может осознанно управлять своей социальной средой. Например, выбирать среду общения, настраивая социальную ленту и определяя приоритетные источники информации.
  • [2]  Посмотреть со стороны.
  • [3]  Как говорилось в главе 2 в современном мире внимание – главный ресурс. Уметь привлекать внимание – важная функция любого человека, потому что без этого невозможно перейти к другим стадиям взаимодействия. Например, профессионал, не обратив на себя внимание HR-специалиста не получит приглашения на собеседование, а молодой человек – не сможет пригласить девушку на свидание. Кто-то для привлечения внимания использует практику эпатажа. Это простой подход. Но можно быть видимым за счёт интеллекта и за счёт создания разных систем нужных людям.Обычно инженеры и менеджеры нижнего уровня находятся в тени своих более старших коллег, которые умело говорят и имеют хорошие софт-скиллы. Тягаться в последнем нет необходимости, хотя подтянуть их не помешает. Однако можно налечь на развитие интеллекта и становится звездой компании за счёт лучшего понимания всех систем и подсистем компании, клиентов и подрядчиков.
  • [4]  Речь идет не только о публичном внимании. Важно добиться и удерживать внимание своей половинки, детей, родственников, друзей, коллег, и т. д.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»