Осознанное и неосознанное мастерство

Обучение должно проходить на протяжении жизни. Мне 18, и я это хорошо себе уяснил. Есть осознанное и неосознанное обучение. Правильное обучение - это то, при котором осознанно закладываешь картины мира, желательно научные, а затем ставишь технологию при помощи практик. Большинство сразу переходят к технологиям, из-за этого у них многое не получается, то есть обучение происходит только путем проб и ошибок. Изучение научных теорий повышает шансы на успех и овладение мастерством.


Прочитав многочисленную литературу ШСМ, понял что обучаться мастерству можно осознанно и неосознанно. При неосознанном обучении нет достаточной фокусировки внимания, изучение теорий и тренировка технологий проходят менее эффективно. Поэтому овладеть сложным мастерством неосознанно сложно. Неосознанно человек получает простые картины мира, которые часто черпает из соцсетей.

Некоторые пытаются делать это через игровую форму, потому что хотят избежать трудностей. И тоже самое можно проследить в моей жизни, когда лень идти учиться в библиотеку, то зову друзей позаниматься вместе в комнате. Тем самым мозг понимает, что будет легче, будет закрываться потребность в социализации. То есть по факту делаю задачу проще. Я отнес бы это к игровой форме обучения, потому что скорость снижается и качество в том числе. Но общий объем теории и технологий все равно приходится осваивать (учебный материал), а он всё также сложный.

Lari, отличный пост! Как работаете или планируете работать со сложностью? Другими словами, как победить, осилить сложность?

Согласен, также замечаю за собой. Очень легко увлечься изучение очередной новой технологии. Но чтобы учиться какому-то сложному мастерству (системное мышление) необходимо осознанно вставать в роль ученика и делать это. Планировать время в календаре, в назначенное время садиться, включать помодоро и читать/писать/моделировать. По другому не получиться. По дороге к метро или гуляя с собакой системную схему проекта не родить.

Лари, спасибо за пост!
Вы отметили осознанное / неосознанное обучение, это очень круто. В новой главе 3, которую сейчас грузят на сервера, будет небольшой параграф про семантическое/понятийное наведение внимания (осознанное и при помощи понятий) и допонятийное (может быть как неосознанным, так и осознанным, но без понятий, интуитивно). Первое сложнее при обучении, но потом “в бою” берется легче.

В фразе “ставишь технологию при помощи практик” есть дребезг) тут можно поменять местами понятия “практика” и “технология”, и будет ок, либо вспомнить понятие “дисциплины”, которое в тексте неявно присутствует, хоть и не описано. Как вы бы переформулировали мысль с учетом понятия “дисциплина”?