Мышление письмом/моделированием

Конспект своими словами после прочтения темы главы 5 книги ОДО2021 #сиОдО

Зачем читать nonefiction книги? Для того чтобы развить 1) кругозор; 2) развить интеллект 3) развить прикладное мастерство. Во всех этих случаях нужно чтобы мысли/модели/схемы из книги попали в голову читателя и стали доступны (активны) в текущем мышлении (в предназначенном контексте).

Уже известно и доказано исследованиями что просто чтение проходи мимо головы, а точнее очень быстро забывается. Через месяц не получится написать и страницу текста по прочитанной 200-т страничной книги. Естественная способность мозга забывать/вычищать неиспользуемую информацию.

Да, некоторые идеи усваиваются при прочтении. Например, для случая когда уже была какая-то проблема и ты на ходу думаешь: “Ага! Вот как можно было решить.” Или когда чтение книги дополняет уже сформированную в голове модель. Но отметьте, что это происходит не просто в момент чтения книга, а в моменты паузы на мышление, почитал, подумал, почитал.

Переосмысление карты мира, построение новой карты по новой информации из книги трудно делать на лету. Мозг, видимо, не предназначен для этого. Как минимум, для такой способности его нужно долго тренировать, и это будет не эффективно, так как есть более продуктивный и менее ресурсно-затратный метод - мышление письмом.

После прочитанной главы, статьи, сайта, просмотренного видео, проведенного совещания или сессии мышления о чем-то, нужно записать результат. Если не переформулировать/схематизировать, то хотя-бы изложить пересказ своими словами. Мозг будет работать на активизацию идей из книги и их связывания с текущей моделью мира. Привязка к собственной карте мира, к реальному контексту и опыту читателя.

Такие записи нужно формировать структурируя по онтологической структуре мира. Тогда будет собственная упорядоченная библиотека мира. Не теги и классификация, а связанная по ссылкам друг на друга библиотека.

После пары лет таких записей, помимо основной задачи по улучшению усвоения идей и знаний, будет сформирована дающая потенциальные плоды база знаний. По ней можно делать доклады, писать книги, делать учебные курсы.

Чтобы из гипертекстовой базы знаний сделать последовательное изложение (нарратив) можно воспользоваться созданием колоды слайдов. Слайды можно легко тасовать создавая лучшую форму и последовательность изложения. Внутри мозга идеи связаны по ассоциации. А во вне надо предъявить последовательную форуму. Если нужно изложить одну идею, то это статья. А если целую концепцию - книга или учебный курс.

Полезно писать заметки сразу в публичные блоги. Тогда будет участвовать внутренняя критика, все таки выносишь текст во вне. А если кто-то со стороны покритикует, так это еще лучше, вам оказали услугу.

А лучше бы не “конспект своими словами”, а собственные мысли по поводу прочитанного. Не пересказ, а что-то, что не вошло в книгу. Ваши собственные примеры, какие-то замечания, планы, что угодно по поводу прочитанного, но не просто пересказ. Что пересказывать, если это уже написано?! Всегда можно открыть и посмотреть, вместо конспекта!

Увы, конспекты не работают, хотя очень популярны!

Каждый раз ловлю себя на мысли, что конспектирую. Усилием воли концентрируюсь на собственных мыслях по поводу прочитанного. По впечатлениям пока достаточно энергозатратно, Знаю, что скоро будет легче)