Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто -ты. В какой степени человек формирует социальную среду, а в какой - среда человека?

В определённом смысле человек обладает субъектностью. То есть может сам принимать решения - что поесть, куда пойти, чем заняться. При этом нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - то есть какое-то влияние внешняя среда определённо оказывает. Так, например, стать профессиональным киллером, вероятно, проблематично. Среда мешает. Даже если периодически очень хочется многих вокруг поубивать. Кроме того, "среда" изначально может ограничивать возможности человека действовать - недостаток социальных связей, денег, здоровья.

Всегда ли человек может формировать социальную среду? Или всё же она всегда формирует человека целиком?
Давайте посмотрим на жёсткие продажи  - продажа таймшера, продавцы пылесосов Кирби и другие… (то, что по-русски обычно называется "впаривание"). В них на человека постепенно оказывается давление с целью добиться от него целевого действия - покупки. Сила давления связана с мастерством продавца. Предлагаются разного рода скидки, уловки вида "предложение действительно только сегодня", "все уже купили, остались только вы". Очевидно, что разного рода манипуляций существует много. В книге Роберта Чалдини "Психология влияния" можно найти не меньше десятка.

Но конечное действие всё равно совершает сам человек. Может купить, поддавшись уговорам. Или же отказаться, так как увидит угрозу своим интересам. Технологии работы с человеком и техникой сильно отличаются. В первую очередь случайностью. Если можно написать: "Делай раз. Делай два. Делай три. Получился бумажный самолётик." (ну или танк, как в анекдоте), то с людьми - иначе. Один и тот же алгоритм воздействия приведёт к разным результатам. Их можно описать статистикой. И на большой выборке цифры будут примерно постоянные. Тут сработает закон больших чисел. Но для каждого отдельного человека всегда есть шанс "выкрутиться", "сломать систему". Например, как это написано у Айзека Азимова в "Профессии".

Когда мы говорим о социальной среде, то в качестве "продавца" выступает уже не кто-то конкретный, а множество людей, организаций и других объектов, которые чего-то хотят. В своих интересах. Которые могут не совпадать с нашими. При этом как и в случае с продажами - свобода воли у человека есть всегда ("сыворотки правды" предлагаю оставить за скобками). Другой вопрос, хватает ли психологической силы/подготовки чтобы:

  • осознать ситуацию
  • принять решение в своих интересах
  • реализовать его (тут, наверное, самое сложное)

У человека всегда есть право действовать или бездействовать. Сам челоек может этого не осознавать. И позже задаться вопросом "А что так можно было?".

Отсюда получается, что взаимодействие социальной среды и человека постоянно находятся во взаимодействии. Есть вещи, которые человек вокруг себя формирует сознательно. А есть - которые сознательно или не очень пускает на самотёк. В результате то, что сделали - то и имеем. А остальное - как повезёт. Причём на везение рассчитывать не стоит - ведь кто-то другой тоже вкладывается в формирование мира вокруг себя в собственных

Психолог Курт Левин активно этот вопрос исследовал и привнёс несколько новых понятий в эту сферу. Например он выделил квазипотребности - потребности возникающие в определённых обстоятельствах. Также он предложил формулу для краткости и наглядности

B=f(P,E)
Поведение (B - behavior) как функция личности (P - person) и окружающей среды (E - Environment)

Об этих эффектах и как их использовать себе во благо, здорово написано в книге “Атомные привычки”, в первых главах. Если предметы в комнате способны наше поведение менять, то люди в нашей жизни уж тем более.

Александр, спасибо за пост!
Отличные размышления)
Действительно, человек (агент) постоянно взаимодействует со своим окружением (нишей), и там двойные петли обратной связи: окружение влияет на человека, но и человек – на окружение)) в том числе бездействие может служить неким “сигналом” для окружения (который будет интерпретирован по-разному в зависимости от конкретного контекста, сопровождающего взаимодействие агент-окружение/среда/ниша).
И “обращение внимания в мир, чтобы посмотреть, что там есть”, будет важным шагом при решении проблем.

Единственное – все-таки не “технологии работы с человеком и техникой”, а практики) технологии как раз конкретные инструменты, например, ручка с бумагой или Notion для мышления письмом. А тут речь об алгоритмах действий, те о практиках.