ОдО2021, глава 4, раздел про экономику. #сиОдО
Экономика продолжает раз- виваться, базовые её принципы не меняются, знание их поможет избежать многочисленных ошибок (например, во время интер- нет-бума конца 90х годов прошлого века люди довольно массово делали вывод, что принципы оценки компаний поменялись, и прибыль компаний уже не имеет значения, важно только число клиентов. Они жестоко ошибались: пузырь лопнул, и остались только те компании, которые были прибыльны — много или мало у них клиентов было менее важно, чем наличие прибыли).
Последние два-три года появился новый глобальный тренд переосмысления принципов оценки компаний: в добавлении к традицинным добавилась “модность”/харизма лидера/маркетинг среди непрофессиональных инвесторов: Тесла такая дорогая не потому что у нее много клиентов, или потому что ей прогнозируют в будущем затмить объемы продаж Тойоты, а потому что все знают Илона Маска, и еще, потому что зеленые инвестиции модные. (На самом деле, все остальные автопроизводители уже настроены на переход на производство электромобилей так быстро как это физически возможно с учетом глобального лимита — скорости ввода мощностей производства аккумуляторных батарей, но это информация до среднего инвестора уже не доходит.) Эту идею в последний год-полтора не раз высказывал Андрей Мовчан, к сожалению, не могу сейчас найти ссылку на конкретное выступление.
Верен ли этот тренд или он окажется миражом как и бум дот-комов конца 90х, покажет время. Но в конечном счете, если большинство инвесторов примут новые принципы, они и окажутся “верными”. В этом кардинально отличие принципов оценки компании от принципов физики или принципов биологии, которые не зависят от того, верят ли в них люди.