Собранность и принципы выбора личных психопрактик

Мастерство собранности

Собранность будем рассматривать как трансдисциплину, которая помогает быстрее осваивать прикладные дисциплины, такие как инженерия требований, архитектура баз данных, танго, а также методологические дисциплины, такие как системное мышление, вычислительное мышление, онтологика и коммуникации.

Собранность как мастерство позволяет выявить неудовлетворенности и подобрать способы избавиться от них, справиться с чувствами, удержать внимание на постановке полезных привычек, инвестировать время в себя более эффективно, выявлять возможности и ставить цели. Заодно и напоминает о необходимости поддерживать нормальную физиологическую и физическую базу тела для того, чтобы оставаться работоспособным на протяжении рабочего дня.

Одна из целей курса – выработать основы кругозора собранности, чтобы понимать, какие практики когда применять, например, для постановки привычки регулярно заниматься спортом выбирать практики удержания внимания на уровне привычки, для работы с эмоциями применять дыхательные практики и выход из ситуации, провоцирующей эмоции, работать с неудовлетворенностями для общего повышения качества жизни и ощущений.

Кругозор собранности помогает такие практики найти и отобрать, а также адаптировать под себя существующие или даже собирать «на лету» собственные способы справиться с ситуацией. Например, вы запускаете таймер Помодоро, чтобы поработать над задачей без отвлечений, но в процессе размышлений встаете и начинаете ходить или даже наливаете себе чай или кофе, продолжая думать над задачей. Франческо Чирилло, автор метода Помодоро, предлагает это называть отвлечением; но если вы думали над задачей, а «бытовые» дела делали не задумываясь, на автопилоте, то это можно считать также частью работы. Время, потраченное таким способом, можно отнести на счёт задачи (проекта или работы), потому что у вас не произошло переключения контекста на другие дела, ваше внимание было полностью отдано задаче. Или вы запускаете Помодоро не только для сложных интеллектуальных занятий вроде рабочих задач, чтения, обучения, но и тогда, когда вы занимаетесь бытом, потому что вы хотите сконцентрироваться на нем. И то, и другое – примеры адаптации практики под себя; можно придумывать и собственные практики работы с отвлечениями или эмоциями.

Мастерство собранности включает в себя следующие составляющие:

  • работа с идеями, мыслями и перевод их в проекты, работы в календаре;
  • дисциплинированность и соблюдение расписания;
  • способность подготовиться к исполнению роли, удержание себя в роли и внимания в роли;
  • контроль над чувствами;
  • удержание работоспособности часами;
  • совмещение личной и рабочей жизни;
  • ответственность за выбор целей и их достижение;
  • настройка личного экзокортекса.

Человек-мастер собранности может перейти от неудовлетворенностей, мыслей и целей к личным системам, проектам, ролям, практикам, и менять физический мир, создавать для себя более оптимальные условия жизни.Как выбирать психопрактики

Мы предлагаем набор принципов, которые можно использовать для выбора личных психопрактик.

Первый из них уже обсуждался – это уровни внимания: уровень момента, фокуса, привычки, жизни. В первую очередь определяем, на каком уровне нам нужны изменения: хотим ли мы начать мыслить письмом, решить рабочую задачу, определиться, куда хотите инвестировать время и т.п. Это даст нам первое понимание, какие книжки и статьи читать – есть книги по постановке привычки, есть книги по практикам вроде Помодоро. Теперь при изучении материалов вы можете выделить уровень внимания, с которым работает практика, и понять, соответствует ли она вашим требованиям.

Второй принцип – это аспекты рассмотрения человека, с которым работает теория/модель/практика. Кен Уилбер[1] выделяет четыре аспекта рассмотрения[2]:

  • индивидуальный материальный – тело и мозг отдельно взятого человека, физиологическая база и когнитивные способности;
  • индивидуальный нематериальный – чувства, мысли, интерпретации отдельного взятого человека;
  • коллективный нематериальный – отношения с другими отдельно взятыми людьми и группами, идеи, культура, менталитет, общие ценности группы;
  • коллективный материальный – «овеществленная культура»: воплощенные материально идеи на уровне групп людей. Сюда относятся социальные институты вроде школ, здравоохранения, правительств и т.п.

Психология больше всего занимается именно индивидуальным нематериальным аспектом – чувствами, мыслями и интерпретациями. Тем не менее, есть направления в психологии, которые занимаются и другими аспектами, например, групповая психология больше занимается коллективным нематериальным, а когнитивистика все же относится к индивидуальному материальному.

Но аспекты можно подробить ещё мельче при помощи третьего принципа: кто наблюдает/измеряет/меняет – сам человек или группа внутри себя или «внешний наблюдатель» снаружи. На примере модели сознания это означает, что вы сами имеете личную схему внимания, для вас она «внутри». На основе вашей личной схемы внимания вы строите упрощенные схемы внимания других для предсказания их действий (модель модели), например, предполагаете, что человек, который увидел яблоко на столе и пошел к столу, собирается это яблоко съесть. Здесь вы выступаете в роли «внешнего наблюдателя»: у вас нет доступа к чужой схеме внимания изнутри, вы можете предполагать его действия только по наблюдаемым снаружи признакам (увидел – пошел – протянул руку к яблоку).

Если наложить на четыре аспекта ещё и наблюдателя изнутри (себя или группы) или снаружи, получим восемь аспектов:

  • Индивидуальный материальный, наблюдатель снаружи – это наше тело, физиологическая база, мозг как физический модуль. При работе с телом желательно участие человека, например, чтобы он рассказал, какая часть тела болит, но в целом доктор может вылечить тело без участия сознания пациента, например, вырезать аппендицит или прооперировать мозг. Также активно применяются средства внешней диагностики, например, УЗИ, анализы крови, никто не полагается лишь на слова пациента. Этим аспектом занимается нейрофизиология.
  • Индивидуальный материальный, наблюдатель внутри – это наше телесный дискомфорт: не болят ли зубы, не устали ли вы, а также мозг как функция в социуме, например, когнитивные способности, интеллект. Отличие этого аспекта в том, что здесь для изменений необходимо сознательное участие человека, но при этом можно измерить или оценить состояния при помощи средств внешней диагностики. Например, если у вас болят зубы, то для подтверждения, что с ними есть проблема, стоматолог будет осматривать их со стороны; а окружающие могут понять, что у вас болят зубы, потому что вы кривитесь и прикладываете руку к щеке. Усталость можно увидеть по тому, что человек «засыпает на ходу», или померить снаружи (давление, пульс, зрачки, МРТ головного мозга). Для оценки когнитивных способностей и интеллекта необходимо, чтобы человек сознательно прошел тест на IQ или аналоги, но оценка все равно будет выдана «снаружи» наблюдателями. Этим аспектом занимается когнитивная психология.
  • Индивидуальный нематериальный, наблюдатель внутри – это наши чувства, оценки, суждения, интерпретации, то есть, то, что нельзя не только изменить без участия самого человека, но даже объективно померить без его участия, только средствами внешней диагностики. Например, распознать в Эде Кемпере психопата психиатры не смогли, потому что сам он хотел считаться «нормальным» и усиленно пытался сойти за такого. Этим аспектом занимается феноменология.
  • Индивидуальный нематериальный, наблюдатель снаружи – это о собранности: умение самому встать в роль «внешнего наблюдателя» и оценить своё поведение и состояние глазами другого человека. Здесь человек по-прежнему имеет информацию о собственных чувствах, оценках, суждениях, планах, но может отстраниться от них и осознать, какое представление о себе создаёт у окружающих выдаваемыми «наружу» словами, действиями, даже внешним видом. То есть, для изменений требуется не только участие сознания, но и осознанности, и я сам в отношении себя применяю средства внешней диагностики для оценки поведения и состояния. В примере со схемой внимания и яблоком человек может отстраниться от знания о принятом решении съесть яблоко и предсказать, что бы предсказал наблюдатель по его действиям. Сюда же относятся вопросы «А тот ли я человек, которым бы хотел быть» и прочая рефлексия. Этим аспектом занимается собранность.
  • Коллективный нематериальный, наблюдатель внутри – это «я внутри группы», «я в отношениях с другими людьми», а также все, что происходит в ходе общения в группе: какие отношения / идеи формируются, какие групповые ритуалы, культура и т.п. Сюда же относятся оценки самой группы (рабочий коллектив, круг любителей мотоциклов) по поводу динамики в ней, состояния группы и её членов. Группа сама развивается и изменяется, сама диагностирует своё состояние. Этим аспектом занимаются групповая динамика и межличностная коммуникация (двух человек).
  • Коллективный нематериальный, наблюдатель снаружи – это оценки группы со стороны теми, кто в ней не участвует, а также выявление групповых структур из роли «внешнего наблюдателя». Сюда относятся философские течения, культура, то есть все то, что влияет на общение в группе опосредованно. Используются средства внешней диагностики, на группу смотрят со стороны, но для изменений по-прежнему требуется сознательное участие членов группы. Этим аспектом занимается раздел науки, посвященный структурам групповых коммуникаций.
  • Коллективный материальный, наблюдатель внутри – рассматриваются социальные институты изнутри, отношения между группами с точки зрения участников таких групп. Сюда относятся также все рассмотрения того, как социальные институты (образовательные, политические, здравоохранительные) влияют на людей, взаимоотношения между поколениями. Изменения возможны только с согласия участников групп, оценки зависят от мнений. Этим аспектом занимается социология.
  • Коллективный материальный, наблюдатель снаружи – рассматриваются общие закономерности формирования социальных институтов, например, школы. Изменения и диагностика возможны без участия мнений членов групп. Этим аспектом занимаются теория систем, теории теорий.

К восьми аспектам можно добавить по горизонтали уровни внимания, в итоге получим матрицу 8x4:

Аспект / Уровень вниманияУровень моментаУровень фокусаУровень привычкиУровень жизни
Индивидуальный материальный, наблюдатель снаружи
Индивидуальный материальный, наблюдатель внутри
Индивидуальный нематериальный, наблюдатель внутри
Индивидуальный нематериальный, наблюдатель снаружи
Коллективный нематериальный, наблюдатель внутри
Коллективный нематериальный, наблюдатель снаружи
Коллективный материальный, наблюдатель внутри
Коллективный материальный, наблюдатель снаружи

Теперь эту матрицу/классификатор можно заполнять и выбирать те аспекты и практики, которые могут помочь вам в тех или иных вопросах. В курсе мы рассматриваем два аспекта: феноменология и собранность (индивидуальный нематериальный, наблюдатель внутри / снаружи).Психопрактики курса «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»

В курсе предлагаем набор психопрактик, которые помогают справиться с собой. Важно понимать, что это не все возможные практики, а только некоторые из них, которые часто помогают. Вам могут подойти другие – для этого можно воспользоваться классификатором и определить, какого рода практики вам вообще нужны, поискать книги/статьи/видео на эту тему и выделить подходящие практики на выбранном уровне внимания.

Также не стоит воспринимать эти практики как полную замену психологу или психотерапевту. Мы предлагаем психопрактики, которые помогают поддерживать нормальное состояние, разобраться с текущими проблемами, но никак не избавиться от травм или справиться с острыми патологическими состояниями. Можно сравнить это с уходом за зубами: дома мы поддерживаем гигиену полости рта – регулярно чистим зубы, используем ополаскиватели, зубную нить, ирригаторы, но никак не лечим зубы. Если болит зуб или нужна профессиональная чистка, мы идем к специалисту, который окажет квалифицированную помощь. Точно так же и с психикой: если случилось травмировавшее вас событие, если не справляетесь самостоятельно – тогда необходимо обратиться к психологу / психотерапевту, совместно с которым вы быстрее выйдете из плохого состояния.

Психопрактики для поддержания текущего состояния включают в себя:

  • практики удержания внимания – обращение внимания на состояние тела в моменте, Помодоро, выделение слотов времени в календаре, практики постановки привычки (формирование окружающей среды + регулярные помидорки и/или напоминалки в календаре), мышление письмом для фиксирования и отслеживания направлений инвестирования времени
  • практики для выявления неудовлетворенностей и работы с ощущениями: фокусинг, TAE, практики работы с телом
  • практики для работы с эмоциями: изменение раздражающего контекста / выход из контекста, 4-7-8 дыхание, практика усиления позитивных эмоций, практики по работе с эмоциями из НЛП
  • практики по поддержанию физиологической базы: отслеживание состояния тела и самочувствия, практики отказа от смартфона за несколько часов до сна, регулярная физическая активность для перезарядки «батареек».

______

Введенные понятия и модели: «аспекты рассмотрения человека: индивидуальный материальный; индивидуальный нематериальный; коллективный нематериальный; коллективный материальный»; психопрактики: удержания внимания; выявления неудовлетворенностей; работы с эмоциями; поддержания физиологической базы.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»