Немного про исчезающие заметки

Честно признаюсь, смысл понятия "исчезающих заметок" долгое время ускользал от меня. Суть текста я и без того схватывал быстро, конспекты писал легко. Зачем ещё и временные заметки писать? Однако попыток понять не оставлял.

Потом, видимо, накопились кусочки информации, подобранные там и сям, и мозг наконец выдал понимание: "исчезающие заметки" суть часть процесса осознанного потребления информации.

Пока я читаю просто так, ничего параллельно не записывая, я банально воспринимаю. Раздражаю органы чувств и ничего больше. Раздражение прекратилось -- кайф тут же исчез. Да, что-то в памяти осело, но скорее на уровне "как классно всё было". Прочитанное задело лишь самые поверхностные слои сознания. Общий итог -- прочёл много, воспринял мало.

Когда же читаешь, помня про необходимость что-то записывать -- мозг переходит в режим осознания не только текста, но и процесса чтения текста. Обостряется внимание, направленное на собственные мысли. Это похоже на состояние поэта, готового во всём увиденном не только услышать стих, но и выразить его. Да, скорость потребления информации падает, но усиливается степень её восприятия.

Общее чувство лучше всего выражается словами "что легко вошло -- легко и выйдет". С "исчезающими заметками" информация не столько потребляется, сколько усваивается. Этот процесс медленнее, но питательнее.

Спасибо, что поделились, Сергей!

От меня до сих пор смысл ускользает. Чем в таком случае конспект прочитанного отличается от исчезающих заметок?

Я читая учебник ССВСМ, делаю по ходу чтения короткие записи по каждой главе и называю это конспектом. Свои мысли о прочитанном, некоторые особо понравившиеся цитаты, диаграммы и т.п.

После прочтения, во время работы над домашним заданием я возвращаюсь к сделанным записям и могу, что-то из них вынести в постоянные записи. К этим записям, я вероятно буду возвращаться дальше по мере прохождения курса и после него, а конспект останется в архиве.

Насколько я понимаю прямо сейчас, разница между конспектом и исчезающими заметкам в цели создания.

Конспект пишется для того, чтобы “сжать” исходный текст до обозримого вида. При этом свои собственные мысли этому сжатию скорее мешают, не давая сосредоточиться на собственно тексте.

Исчезающие заметки скорее нацелены на сохранение конспекта своих мыслей, а не самого текста. Благодаря вашему комментарию я осознал, что излишнее сосредоточение на исчезающих заметках тоже способно помешать восприятию текста. Спасибо, Arthur.

Думаю, баланс между конспектом и исчезающими заметками будет легче находить, если до прочтения текста решить, с какой целью его читать.

От меня смысл исчезающих заметок тоже ускользал до недавнего времени.

Казалось, что мыслям второго порядка предлагается уделять больше внимания, чем мыслям автора текста. Если речь идёт об обучении, то информация из учебника вроде как должна быть на первом месте. Обычно принято избегать метадискуссии при употреблении информации.

Но на самом деле противоречия нет. Чтобы знание усвоилось, нужно включить мышление. Для этого в учебниках делают практические задания к каждой теме, но не для всех книг это возможно. Пожалуй, без практических заданий единственный способ заставить интеллект работать — размышлять о написанном и фиксировать результат мышления.

А так как мысли автора всё же первичны, чтобы совсем не провалиться в метадискуссию, заметки делают короткими и тезисными: это напоминания себе, о чём поразмышлять в будущем.

В моей не слишком обширной практике “исчезающих заметок”, туда попадает все, что я хочу запомнить, все что я бы хотел после прочтения иметь в своем арсенале идей. Туда попадают понравившиеся идеи автора, в том числе ключевые моменты учебника, идеи автора с которыми я не согласен, мои идеи которые приходят в голову по ходу чтения, идей которые я не понял и вопросы возникающие в связи с этим.

Спасибо за ваш пост! Я нашла его, когда искала информацию про технику исчезающих заметок. Он мне очень помог организовать создание собственных заметок во время чтения. Фраза “медленнее, но питательнее” меня очень вдохновила. Мне так и хотелось бы воспринимать поступающую информацию: можно медленно, но желательно с высоким качеством усвоения.

Спасибо за мысли по исчезающие заметки.
Мне смысл этой практики наверно еще предстоит постигнуть, я пока не смогу объяснить что это такое и что нужно делать.
Пока я буду просто писать мысли возникающие в процессе чтения и наблюдать за возникающим при этом эффекте.