Зачем нужен сильный интеллект

Третья глава "Образования для образованных" давалась с трудом. Что эта глава сложнее двух предыдущих отметили многие на совместных обсуждениях. Для себя я выделил две сложности. Первая - это сложный для меня онтологический текст, т.е. даётся сразу много новых понятий и связей между ними. При этом для лучшего разжёвывания объяснения повторены по несколько раз разными словами. Поэтому в какой-то момент обнаружил себя с полной кашей в голове. Вторая проблема - во время чтения непонятно зачем я должен тратить свои силы, чтобы в этом разобраться. Только примерно во второй половине главы происходит заземление теории и выход на практические примеры. Во время чтения третий главы понял, что не готов рекомендовать ОдО как входной курс для знакомства с ШСМ. Пока не могу себе представить как убедить не инициированного человека зачем ему нужно продираться через эту сложность. Т.е. ОдО может скорее отпугнуть от прохождения других курсов. Первые две главы я думал ровно наоборот. На текущий момент оптимальным маршрутом для вкатывания в ШСМ я считаю такой: Системное саморазвитие ⇒ Онтологика ⇒ Системное мышление. По крайней мере мой план такой.

Возвращаясь к содержимому главы - третья глава по сути является подготовительной к четвёртой. Четвёртая глава даёт полное описание интеллект-стека трансдисциплин. Третья глава подводит нас к нему. Чтобы объяснить что такое этот стек и почему он так важен нужно начать из далека.

Интеллект - это роль, которую играет физическая часть мозга. Мышление - это функция интеллекта. Так же интеллект это вычислитель, который способен находить решения разных проблем (объяснения). Его вычисления это и есть мышление. Чем больше разнообразие проблем которые он может решить и чем быстрее он может их решить тем он сильнее. Не любые вычисления являются мышлением. Мышление - это познание **новых** (для этого интеллекта) способов решения проблем. Познание может быть обучением или исследованием. Мышление случается когда вы столкнулись с проблемой которую не знали как решать и узнали. Не важно как - прошли нужный учебный курс или провели самостоятельное исследование (если никто в мире с подобной проблемой ещё не сталкивался). Все последующие решения подобных проблем уже не являются мышлениям, там уже просто рассуждения по известному алгоритму.

Мышление не меняет физический мир. Изменением мира занимается прикладное мастерство. Мы сначала познаём, а потом используем познанное в прикладных рассуждениях. Мастерство - это вычисления (мышление) плюс изменения в физическом мире. Физический мир меняет мастер. Мастер - это мастерство плюс тело плюс инструменты. Мастерство - это часть мозга, которая занимается прикладными рассуждениями. Таким образом мастерство это вычислитель, а интеллект это набор таких вычислителей.

Мыслительные практики - это практики, которые используются для мышления. Например, собранность нужна, чтобы не отрываясь прочитать несколько страниц сложного текста. Некоторые практики могут быть трансдисциплинарными (т.е. их можно использовать в разных дисциплинах). Например, умножение столбиком можно использовать только для умножения, а ту же собранность и для умножения и для многого другого.

Трансдисциплина - это теория, которая даёт объекты внимания используемые в объяснениях многих прикладных практик. Трансдисциплины - это сведения о структуре мира, удобной для скоростного мышления. А скоростное мышление - это скоростное решение проблем.

Есть несколько мыслительных трансдисциплин, мастерство в которых усилит ваш интеллект, чем бы вы в жизни не занимались. Эти дисциплины собраны в стек где каждая следующая опирается на предыдущие.

Вы вряд ли что-то из этого текста поймёте, если не читали исходный текст, но для меня эти пять абзацев текста являются основной идеей главы. Безусловно тут опущено много других важных вещей: как правильно оценивать силу интеллекта, какие требования предъявляются к мышлению, уничтожение критического мышления и т.д. В конце концов - это единственная глава, где раскрыта тема сисек!

#сиОдО

Источник: https://blog.ekaragodin.com/0YOyENnxV9x.