Модель сознания на 4 уровнях

Теоретические основы модели сознания

При создании модели сознания мы использовали sota-исследования в области внимания, в частности исследования нейробиолога Майкла Грациано, Карла Фристона и их предшественников, а также опирались на попытки сконструировать более интеллектуальный ИИ[1] [2] и общие принципы вывода информационных/компьютерных моделей:

  • к стандартной модели сознания/Toward a standard model of consciousness, 2019[3];
  • эксперименты по подтверждению/опровержению стандартной модели сознания и теории схемы внимания, 2020[4];
  • теория схемы внимания/Attention Schema Theory (AST), 2015-2020[5];
  • мы – машины, утверждающие, что обладают сознанием/We are machines that claim to be conscious, 2020[6];
  • предсказательное (прогностическое) кодирование/Predictive Coding, 1999 – 2020[7];
  • активный вывод и принцип свободной энергии/Active Inference and Free Energy Principle, 2006-2020[8].

Основные положения из вышеперечисленных теорий сознания, которые задействованы в модели:

  • Сознание демистифицировано, рассматривается механически, как алгоритм с вычислениями, без духовности и эзотерики/магии.
  • Внимание на уровне момента – выборочное фокусирование вычислительных ресурсов мозга на обработке определенной информации. Это нейробиологический процесс, который можно измерить средствами «снаружи» (например, при помощи МРТ).
  • Сознание рассматривается как схема внимания: алгоритмы/правила обработки поступившей во внимание информации + алгоритмы по самокорректировке (правил обработки) + алгоритмы выдачи информации «наружу», в социум (лингвистический интерфейс). В нейрофизиологии существует аналог схемы внимания, уже исследованный в XX веке – схема тела[9], который был придуман для объяснения таких феноменов, как фантомные боли в ампутированных конечностях (руках, ногах). Считается, что мозг конструирует у себя некую «схему тела» – упрощенное представление о теле, количестве конечностей и т.п. Когда происходит неожиданная потеря руки, мозг не успевает перестроить свою схему тела и по привычке задействует нейросеть для отработки последних сигналов, поступавших от зажатой в тиски конечности. Схема тела хорошо объясняет и фантомные боли, и нарушения в восприятии пространства и собственного тела при поражениях мозга, поэтому была признана обладающей хорошей прогностической силой. Грациано взял эту теорию за основу и предложил рассматривать сознание как схему/модель внимания.
  • Внимание и сознание связаны через процесс вывода/inference и познания (восприятия)/cognition. Результатом познания/cognition становятся новые картины мира, которые качественно меняют наши представления о нем, а результатом вывода/inference – интерпретация увиденной, услышанной информации и принятие решений о дальнейших действиях и ролевом поведении.
  • Качество картин мира и выводов зависит от важности и осознанности/явности информации. Параметры важности и осознанности при этом могут принимать любые значения в интервале от 0 до 1, а не только 0 или 1.
  • Модель сознания рассматривается как компьютерная, с подачей информации (сигналов) на вход, её обработкой и выдачей наружу на выходе, и потоками информации в обе стороны: выведенные на прошлом шаге картины мира постоянно проверяются в реальности, результаты проверки возвращаются на вход и вновь попадают в обработку модели.

Базовая модель сознания

Мы уже говорили о том, что мышление – это функция интеллекта. Оно задействует информацию от органов чувств для построения картин мира и нужно нам для того, чтобы менять физический мир с учётом меняющихся обстоятельств:

Органы чувств предоставляют нам информацию[10] о физическом мире: «внешнюю» информацию об окружающем мире и «внутреннюю» – о собственном теле и самочувствии. С помощью интеллекта мы строим картины мира и принимаем решение о дальнейшем поведении. Действиями мы меняем состояние физического мира вокруг нас, а после получаем обратную связь от мира в виде подтверждения или опровержения выбранных картин мира[11].

После этого начинается заново: мы получаем информацию о произошедших изменениях, размышляем над ней и вновь предпринимаем действия.

Теперь мы можем подробно рассмотреть модель сознания, выведенную на основе теорий о сознании, которую предлагаем 1на курсе как базовую[12]:

Модель сознания рассматриваем на 4 уровнях с потенциальным выходом на 5-й (уровень эпохи, коллективный) и считаем, что она едина для всех уровней, а также для ИИ, человека и человека с экзокортексом. Зеленым в модели выделено то, на что мы можем повлиять напрямую: сознательно выделить какую-то информацию как более важную, перевести внимание на какие-то объекты, поменять «правила игры» (алгоритмы мышления) и изменить картины мира.

Модель устроена следующим образом: на этапе 1 мы получаем от органов чувств информацию, в которой внимание выделяет приоритеты. Например, вы танцуете, и мозг получает информацию о том, какое движение только что сделал партнер, в каком месте зала вы находитесь, можете ли столкнуться с другими парами, играет ли музыка или остановилась. Возможно, вы ещё и разговариваете в этот момент, тогда в ваше внимание попадает ещё и содержание разговора, а ещё и фоновый шум автомобилей за окном, яркость освещения в зале и прочее.

В каждый момент времени разные объекты получают приоритет в обработке: сначала вы распознаете движения партнера и подстраиваетесь, потом вдруг видите, что опасно близко подошли к другой паре, и меняете положение в зале, распознаете ритмы, под которые нужно двигаться, и так далее. На фон – шумы автомобиля, шаги за дверью зала, яркость освещения – вы не обращаете внимание, но эта информация неявно попадает в сознание. Или вы читаете учебник «Системное саморазвитие: введение в системное мышление» и распознаете идеи и понятия, заложенные в курс, и не обращаете внимание на шум машин за окном или разговоры окружающих.

Далее сознание формирует картину мира из поступившей информации с учётом её важности и осознанности/явности. Например, вы формируете «схему танца»: прикидываете, что танцевать нужно примерно три минуты (танцы вроде танго) или даже несколько часов, если на вечеринке социальных танцев; что есть последовательность танцевальных шагов/фигур/поз, которые надо выполнить, а ещё можете каждый следующий шаг нюансировать[13] – сделать чуть быстрее, медленнее, резче, плавнее, с увеличенной или уменьшенной амплитудой, и так далее. Схема танца может быть как заученной, когда вы автоматически выполняете последовательность шагов и экспериментируете только с нюансами (или не экспериментируете вовсе), а часто последовательность может меняться/дополняться на лету, что особенно важно в социальных танцах.

Картина мира влияет на поведение в реальном физическом мире, ощущения и принятие решений. Если вы новичок в танцах, то ваша «схема танца» будет учитывать только собственную последовательность шагов и движения партнера, притом безо всяких нюансов, а вот на контроль положения в пространстве вы с ходу не обратите внимания. Поэтому новички часто сталкиваются на танцполе с другими парами: они ещё пытаются удержать внимание на новых для них объектах – последовательности шагов, а на остальное – вычислительных ресурсов не остается.

У профи последовательность шагов уже отточена и уходит на уровень автопилота, поэтому в сознание может попасть гораздо больше объектов внимания: это и нюансы своих движений, и движений партнера, и разговор, и положение в пространстве, и качество музыки, и так далее. Соответственно, и удовольствие от танцев профи и новичок будут получать разное, и способность принимать «танцевальные решения» будет не сопоставимая.

Это касается и других сфер жизни: качество ваших картин мира сильно повлияет на качество ваших действий. Если вы верите в приметы и считаете, что черная кошка – повод отказаться от назначенной встречи, то у вас будет одна картина мира и одни решения, если не верите слепо любой информации и перепроверяете ту, что вызывает у вас сомнения, признаете свои ошибки и продумываете действия по их исправлению, на выходе вы получите другие картины мира и другое качество принятых решений.

На процесс формирования картины мира влияет не только информация, но и алгоритмы её обработки, уже имеющиеся у вас картины мира: принять или отвергнуть поступившую информацию? подстроить ли её под имеющиеся у вас убеждения или лучше изменить убеждения? Например, у вас есть готовая «схема танца», заточенная под медленную музыку. И вдруг музыка меняется или ускоряется – что вам делать? Идти ругаться с организаторами вечеринки и требовать «оригинал» или проэкспериментировать – попробовать подстроить схему танца под новую музыку и посмотреть, что получится?

Другой пример: вы сейчас читаете описание механистической модели сознания, но сами придерживаетесь других взглядов – теорий, которые считают сознание магической непознаваемой субстанцией. После знакомства с предложенной в курсе моделью вы можете принять эту модель, если такой взгляд на сознание помогает вам бороться с отвлечениями лучше и заодно объясняет, почему психолог не может поправить вам баги в психике без вашего участия[14]. Можете отвергнуть эту информацию или взять только то, что вам понравится из модели. Решение поменять или оставить прежнюю картину мира будет зависеть от уже имеющихся в вашей голове установок.

Если вы не меняете картину мира, то на выходе, при выдаче мышления наружу в социум, вы постоянно пользуетесь одними и теми же «правилами игры» и совершаете одни и те же действия, испытываете одни и те же чувства. Пока вас всё устраивает, пока старые картины мира позволяют достичь желаемых результатов, все в порядке.

В таком случае на такте 2 вы получаете предсказуемую, кардинально не отличающуюся от прошлой «обратную связь» от мира. Например, вы приходите на вечеринку и постоянно танцуете один и тот же танец с одной и той же последовательностью шагов, без нюансов, под одну и ту же музыку, и вас это полностью устраивает, приносит удовольствие, вы не хотите ничего менять.

Но если постоянно совершаете одни и те же действия по одним и тем же картинам мира и надеетесь на изменения, то это безумие[15]. Хотите, чтобы поменялся физический мир вокруг вас? Хотите, чтобы окружающие удивлялись не только вашей способности делать заученные движения, но и импровизировать? Значит, надо «загрузить» в голову новые алгоритмы мышления и удержать внимание на формировании картины мира и принятии решений по новым правилам. Тогда и физический мир начнет меняться.

Если вам не нужны изменения в жизни, если вы полностью довольны текущей жизнью, то и этот курс вам не нужен. Зачем тратить вычислительные ресурсы на информацию, которая не помогает в деятельности? Но если вы открыли этот учебник потому, что хотите меньше отвлекаться, лучше распознавать чувства и выбирать социально приемлемые способы с ними справиться, чаще договариваться с исполнителями других ролей, находить, проверять и реализовывать возможности, то попробуйте не просто прочитать текст, но и поменять хотя бы временно картину мира. Важно выполнять домашнее задание (ДЗ) каждый день, систематически тренироваться в применении практик курса пробуя пройти по этапам постановки привычки. И уже по результатам деятельности определяться, подходят ли вам предлагаемые картины мира «на постоянку» или нет.

Сознание как схема внимания определяет не только то, каким образом ваше внимание будет работать на временной шкале от настоящего до будущего, но и как работать с прошлым, которое записано в вашем «буфере обмена» – памяти. Сознание определяет, когда и по каким правилам обращаться к этому буферу, чтобы вытащить оттуда информацию, а внимание, используя эти правила, непосредственно обращается к буферу и достаёт необходимую информацию (знание). В ИИ этот механизм обращения к буферу, содержащему результаты прошлой деятельности, называется выборочное обращение/selective recall[16]. Когда вы лихорадочно пытаетесь вспомнить, как называется улица, на которой расположен нужный вам дом, или во сколько у вас встреча, которую вы не записали в календарь, вы обращаетесь к памяти при помощи тех же алгоритмов, что работают со вниманием.

Таким образом, сознание как схема внимания является «адаптером», «верховным алгоритмом» для всех когнитивных функций мозга[17].Информация в модели сознания

Всоздание попадает информация разной степени важности и явности. Качество картин мира (алгоритмов обработки), которые мы получим на выходе, зависит от качества:

  • имеющихся картин мира;
  • получаемой информации.

Разные картины мира приводят к разным результатам и степень влияния на мир также будет разной. Например, раньше люди предсказывали погоду по приметам и могли обратиться к шаманам, чтобы пошел нужный для сельского хозяйства дождь. Шаманы взывали к духам, и иногда после этого дождь таки начинался (правда, вряд ли благодаря шаманам), но точность предсказаний была невысока, а результат воззваний – случаен. В XX веке, когда в распоряжении человечества оказались хорошие измерительные инструменты и научные знания, метеорологи стали прогнозировать погоду с гораздо более высокой точностью. После того как люди больше узнали об образовании облаков, смогли и вызывать дождь, и предотвращать град безо всякой магии и эзотерики[18]. Однако, в других сферах жизни эзотерика все еще определяет сознание людей.

Чем качественнее с научной точки зрения информация, которую вы потребляете, тем лучше будут формируемые картины мира, тем больше возможностей вы будете видеть. Если вы много часов в неделю уделяете скроллингу ленты новостей в соцсетях или чтению развлекательных статей на Яндекс.Дзен, то ваше мышление будет хуже, чем у тех, кто регулярно читает хорошую нехудожественную литературу. Кроме того, возможно, что и удовлетворения от жизни в целом вы будете ощущать меньше[19].

Информация явно и неявно влияет на формирование личной картины мира. Явно – это при участии вашего внимания, а неявное формирование мировоззрения происходит без вашего внимания и сознания. Например, вы прочитали или услышали какую-то новость, потом забыли о ней, а позже прочитанное всплыло в памяти как убеждение. Таким образом, непроверенная информация от знакомых может всплыть в сознании как «факт» и вызвать у вас недоумение: как я мог в такое поверить?

Также, если регулярно сталкиваемся с определенной реакцией на наше поведение, то, не задумываясь, подстраиваем своё поведение под нужную реакцию. Подобное происходит в школе: мы все привыкли, что за ошибку в ответе на контрольной или на экзамене нас наказывают понижением оценки, исправить которую впоследствии невозможно (в лучшем случае – «закрыть» оценками по другим темам).

В ситуации, когда у нас есть только одна попытка для получения правильного ответа, логично и правильно максимально оттягивать тот момент, когда придётся отвечать и «ставить шкуру на кон» ради единственной попытки. Но когда мы выходим из школы, оказывается, что жизнь устроена иначе: выигрывает не тот, кто потратил все ресурсы на одну попытку, а тот, кто успел совершить несколько попыток на те же самые ресурсы, каждый раз получая обратную связь и улучшая свои действия.

Причем подход «совершите как можно больше попыток, даже если ошиблись» в жизни не просто не наказывается, но и вознаграждается[20]. Например, на рынке выживают стартапы, которые смогли совершить максимальное количество попыток построить работающую бизнес-модель с учётом финансов и времени, более собранными оказываются люди, которые регулярно чуть-чуть улучшают свои рабочие процессы и привычки, а не бросаются строить абсолютно новую жизнь с понедельника, ещё и с максимально навороченными практиками. И эти же люди чаще реализуют возможности, меняют мир, живут интересной насыщенной жизнью.

От детей же ждут, что они с первого раза сделают все правильно, хотя даже суперприбыльные компании вроде Google, которые вроде как знают «алгоритмы успеха» для построения работающего бизнеса, регулярно хоронят не взлетевшие проекты[21]. В итоге выросшие взрослые боятся ошибок и изменений в жизни – ведь за это в школе и университете так долго наказывали! Хотя по смыслу было бы логичнее относиться к ошибкам как к обратной связи – выбранная модель поведения/картина мира оказалась не удачной, значит, надо просто на следующем такте поменять картину мира, удержать внимание на действиях по новой модели и проверить, получим ли результат лучше.Сравнение с другими моделями сознания

В мире существует разные теорий сознания: иллюзионистские, теории сознания высшего порядка, теории глобального рабочего пространства и множество других. В быту укоренилось разделение сознания и подсознания (бессознательное), пришедшее из юнгианской и пост-юнгианской аналитической психологии[22]. В этом психологическом течение эти понятия были связаны с магическим непознаваемым опытом, в том числе благодаря религии и культурным мифам о воздействии взгляда[23].

Мы не будем критиковать другие теории или бытовое понимание, однако также не будем пытаться применить терминологию оттуда для объяснений нашей модели и практической работы со вниманием.

Мы предлагаем взглянуть на сознание, внимание и мышление механистически, как на компьютерные модели. Это новая понятийная сетка или новая картина мира, которая позволяет иначе ставить вопросы по управлению вниманием, а также задавать новые вопросы, которые в принципе не могли быть подняты в бытовой картине мира, поскольку находились за её рамками. Соответственно, ответы у нас тоже будут другими. Мы предполагаем, что их качество будет выше, чем в бытовой сетке понятий[24].

Поскольку мы предлагаем принципиально другую понятийную сетку, пытаться применить к ней бытовые рассмотрения бессознательного, подсознания и сознания или понятия других школ, которые строят свои модели вокруг непознаваемой магической субстанции, бессмысленно. Вы только запутаетесь, а понимания не добавится. Мы предлагаем изучить новую картину мира, попробовать думать и действовать на основе моделей новой сетки и оценить результат – поставить эксперимент.Прикладной смысл: работа с отвлечениями и собранность

Предложенную модель сознания рассматриваем как основу для трансдисциплины собранности. Она нужна для того, чтобы объяснить концепцию уровней внимания и сознания и, в конечном счете, удерживать внимание на всех 4 уровнях внимания с потенциальным выходом на 5-й. «У вас хорошая собранность» означает, что вы помните о цели выполнения рабочей задачи и о ролевой практике, которую нужно применить, а также о рабочем продукте, который требуется получить. Если вы хотите поставить новую привычку или реализовать возможность – то нужно вывести критерии успеха, создать условия для изменения образа жизни и удерживать внимание на реализации практик как минимум на протяжении нескольких месяцев.

Модель сознания нужна для того, чтобы научиться работать с отвлечениями. Как видно из модели, одна из ключевых функций сознания – это контроль внимания. Если вы что-то делаете и отвлекаетесь в процессе или бросаете что-то на полпути – это ошибки в модели сознания, а не отсутствие «силы воли». Соответственно, зная об этом, мы можем последовательно выискивать ошибки в личной модели сознания и исправлять их вместо того, чтобы пытаться развить в себе ту самую полумифическую «силу воли»[25].

Если рассматривать сознание при помощи механистических моделей (модель сознания), то можно получить интересные сведения о работе внимания и сознания, и даже их измерить. Оказывается, что внимание без сознания менее стабильно и хуже удерживается. Например, если выполняя рабочую задачу вы не применяете сознательно какую-то практику, а просто действуете «по наитию», то удерживать на задаче внимание в течение нескольких часов будет сложно. Или если вы не отслеживаете ход своих рассуждений и рассуждений собеседника и «просто произносите слова», то вспомнить через 5 минут о том, какие аргументы приводил собеседник, вам будет тяжело, как и отследить момент, когда разговор перешел в конфликт.

Другой обнаруженный исследованиями эффект касается возможности исправить свою «картину мира». Оказывается, если в сознание не попадает информация об ошибке в модели, сознание не способно адаптировать оценку («модель») ситуации. В подобной ситуации человек фактически оказывается на стадии «неосознанной некомпетентности»: он не знает, что действует неоптимально[26] и не знает, что это можно исправить. Например, если вы не знаете о том, что приучать себя регулярно/ритмично заниматься спортом лучше при помощи практик формирования привычки, то вы будете пытаться каждый раз заставить себя пойти на тренировку. И когда у вас будет закономерно плохо получаться, вы будете «пилить» себя за слабую силу воли.

А если вы узнаете о существовании модели сознания с 4 уровнями, то вы сможете определить, что регулярные занятия спортом – это уровень привычки/изменения образа жизни. Далее вы пойдете на уровень вверх – уровень жизни – и сформулируете запрос: зачем я хочу поставить привычку заниматься спортом? Что мне это даст в процессе и на выходе? Каким именно спортом мне лучше заняться, какой мне более интересен?

После проработки запроса сможете вернуться на уровень привычки и определить, какие практики формирования привычек будете использовать: например, измените свой распорядок/ритм дня, чтобы в него вписывалась тренировка, начнете готовить форму заранее, измените маршрут «дом–работа» так, чтобы он постоянно проходил мимо дверей спортзала. И, наконец, начнете понемногу все это делать на уровне фокуса и отслеживать результат. И все это – вместо безуспешных тренировок «силы воли».

Механистическая модель сознания дает подсказку, как бороться с отвлечениями (ошибками модели) инженерными способами. Если в конце рабочего дня вы постоянно обнаруживаете, что за день сделано мало – и абсолютно непонятно, почему, то вместо упреков в свой адрес можно постановить, что в вашей модели сознания произошел сбой. Соответственно, чтобы сбой исправить, надо провести эксперимент по выявлению сбоя, как это сделал бы настоящий инженер.

В рамках подобного эксперимента необходимо подключить мониторинг: отслеживать потраченное время при помощи практик вроде Помодоро и записывать количество и качество отвлечений (сколько раз отвлеклись и на что). Дальше проанализировать, какие именно отвлечения вам мешают больше всего, и начинать их уменьшать. Для уменьшения можно использовать разные методы, например, создать «схему задачи»: написать цель, выделить время, которое можно посвятить сосредоточенной работе, описать рабочий продукт, ожидаемую обратную связь и т.п.

Также можно формировать окружающую среду, которая способствует сосредоточенности: тихое рабочее место (наушники со спокойной музыкой, если такого нет), отсутствие лишних вещей на рабочем столе, вкладки браузера, открытые на информации по текущей задаче.

_____

Понятия и модели: «модель сознания».

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»