Выпуск Декабря

Были выпущены сразу несколько потоков школы.
"Онтологика и Коммуникация", "Системное саморазвитие: введение в системное мышление" и "Системный менеджмент и стратегирование"

Эти выпуски особенно интересны прорывом в мышлении письмом.
Вот подборка от Анатолия Левенчука
-- Измеримость результатов как водораздел между негодной эзотерикой и качественным обучением: https://blog.system-school.ru/2021/12/19/izmerimost-rezultatov-kak-vodorazdel-mezhdu-negodnoj-ezoterikoj-i-kachestvennym-obucheniem/, текст более чем интересен, включая требование "инструктор должен продемонстрировать владение навыком". Всё бы хорошо, но речь идёт об интеллекте, и запрашиваемое явно попадает в число проблем, с которыми сталкиваются люди, пытающиеся измерить интеллект (помним базовый текст Chollet "On the Measure of Intelligence", https://arxiv.org/abs/1911.01547. Как замерять рост интеллекта, если в зачёт идёт только разбирательство с новыми задачами, которые команда преподов и проверяющих в глаза не видела? И измерять нужно разнообразие классов, ибо в зачёт идёт только батарея тестов, которые никто не видел, а поскольку у человека интеллект уже довольно крут, то и разнообразие задач в тестах должно быть запредельно, и они должны быть новейшие. То есть заведомо невыполнимая задача. Так, в AI полно работ, где говорится, что акцент на превозмогание очередной SoTA в текущей литературе абсолютно пагубен, потому как вместо предложения новых прорывных направлений силы исследователей уходят на "достижение результата превозмогания SoTA", то есть победу в очередной leaderboard, где ни о какой новизне речи уже идти не может по части проблем. К людям всё это полностью применимо. Но пост свидетельствует, что "всё понятно, но осадочек остаётся, ибо в инженерии же как-то проверяют системы и делают измерения!". Да, хорошая задачка, я многократно уже писал, что интеллект это "странный вид инженерии", ибо с модульностью у него плохо, проверить его нельзя, делают его не "сборкой", а "выращиванием", то есть это некоторая особая инженерия (вот я даже по-английски на эту тему доклад читал на DeepHack в феврале 2016, и вот эту линию нужно продолжать!).
-- системное мышление как набор ограничений https://blog.system-school.ru/2021/12/19/sistemnoe-myshlenie-kak-nabor-ogranichenij/. Тут ставится вопрос о том, что системное мышление ставит ограничение на свободу в выборе объектов внимания (как ритм и рифма ставят ограничение на "белый стих", парадигма программирования ставит ограничения на свободу выбранных операций, и т.д.). Да, очень похоже. Это способ экономии вычислений: ходи туда, где выше шансы получить разумный ответ, и не ходи туда, где эти шансы меньше. Впрочем, это мой вольный пересказ и докручивание идеи, читайте оригинальный текст поста.
-- г-специалисты: https://blog.system-school.ru/2021/12/21/g-speczialisty/. Если убрать мастерство по прикладной дисциплине из Т-человека, то получится человек-прочерк. А если убрать персональные качества, то Г-человек (во всех смыслах этого слова). Никогда так не думал, да меня и ругают часто за "человека-прочерка". А тут такое развитие идеи!
-- "Мои итоги по введению в системное мышление 2021": https://blog.system-school.ru/2021/12/18/moi-itogi-po-vvedeniyu-v-sistemnoe-myshlenie-2021/. Это пост по итогам обучения на курсе "Системное саморазвитие". Честно говоря, типовой пост. Есть множество аналогичных видеопрезентаций (https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ/videos, эти презентации легко найти по названию, они начинаются с "Защита СС", то есть "Защита системного саморазвития"). Одна из задач курса -- осознанность, разворот внимания к тому, что происходит со студентом. Отследить изменения в себе -- это важное умение. И этот пост -- часть выполняемой домашней работы, часть защиты прохождения курса. В какой-то мере это ответ и на вопрос предыдущего поста: мы используем рефлексирующий мозг студента, чтобы он оценил изменения в себе по итогам прохождения курса, что удалось, а что не удалось. И это только одна из оценок! Ибо и преподаватели оценивают итоги, и работодатели оценивают итоги (у нас рабочие проекты вместо учебных!), и много чего ещё. Но пример такого поста вполне показателен, даёт представление о том, что происходит на курсе по саморазвитию.
-- об интерференции интеллектов: https://blog.system-school.ru/2021/12/16/ob-interferenczii-intellektov/. Отличнейший пост, который развивает идею гибридного интеллекта. Выигрывает ли хомяк, если объединяет свой интеллект с интеллектом хозяина? Безусловно! А если хозяин клонирует себя, увеличится ли "способность решать новые классы проблем"? Да! В посте просто художественное изложение усиления интеллекта при добавлении вычислительных возможностей как кооперации с более мощными и более слабыми вычислителями. Вот ещё пост того же автора по той же линии, но IMHO сделанный более грубо "в лоб": https://blog.system-school.ru/2021/12/16/porty-razemy-dlya-samo-usileniya/
-- выбор в будущем: https://blog.system-school.ru/2021/12/16/vybor-v-budushhem/. Обычная история: ты считаешь, что 10 лет занимаешься одним и тем же. Но потом вдруг смотришь на жизнь, обращая внимание на те объекты, которые даёт тебе для взгляда на твою жизнь и судьбу курс ОдО2021. И тут оказывается, что ты изменился, изменился сильно, и по факту уже живёшь в будущем!

Также скоро выйдут защиты в видео формате - подписывайтесь на наш ютуб