Это будет очень личный пост.
Я всегда легко решал любые задачи, которые мне подбрасывали школа, университет и первые годы работы, и не понимал, почему окружающим они не даются так же легко (понял во взрослом возрасте, после IQ-тестирования).
Вернее сказать, не любые задачи, а любые задачи определённого класса: конструирование и переработка формальных систем, вычисления и абстракции (математика, естественные науки — как они понимаются в школе, программирование). В результате я стал сторониться любых задач, которые не попадали в этот класс, так как требовали работы и не брались «с наскоку», а также отбрасывать более сложные задачи легко дающегося класса как «ненужные». Какое-то время это работало из-за широкого класса задач, которые давались легко, что позволяло функционировать в обществе (в том числе на работе).
Когда к 35 годам я внезапно оказался в ситуации, когда «наскок» перестал работать из-за повышения сложности решаемых задач, я понял, что у меня нет привычки к систематической работе, нет умения без отвлечения концентрироваться на одной задаче, нет навыка делать несколько подходов, если первое решение не работает. Это все те навыки, которые другие люди получили ещё в школе или университете. Приходится изучать их сейчас.
Сейчас я вижу очень похожие черты у своего сына, и пытаюсь придумать, как сделать так, чтобы эти полезные навыки он освоил ещё в школьном возрасте. Лёгкая школьная программа не способствует (наоборот, даёт instant gratification), поэтому как-то придётся искать подход к тому, чтобы он ощутил hard fun в другой деятельности.