Ненаправляемый высокий врождённый интеллект как мина ПОД взрослой жизнью

Это будет очень личный пост.

Я всегда легко решал любые задачи, которые мне подбрасывали школа, университет и первые годы работы, и не понимал, почему окружающим они не даются так же легко (понял во взрослом возрасте, после IQ-тестирования).

Вернее сказать, не любые задачи, а любые задачи определённого класса: конструирование и переработка формальных систем, вычисления и абстракции (математика, естественные науки — как они понимаются в школе, программирование). В результате я стал сторониться любых задач, которые не попадали в этот класс, так как требовали работы и не брались «с наскоку», а также отбрасывать более сложные задачи легко дающегося класса как «ненужные». Какое-то время это работало из-за широкого класса задач, которые давались легко, что позволяло функционировать в обществе (в том числе на работе).

Когда к 35 годам я внезапно оказался в ситуации, когда «наскок» перестал работать из-за повышения сложности решаемых задач, я понял, что у меня нет привычки к систематической работе, нет умения без отвлечения концентрироваться на одной задаче, нет навыка делать несколько подходов, если первое решение не работает. Это все те навыки, которые другие люди получили ещё в школе или университете. Приходится изучать их сейчас.

Сейчас я вижу очень похожие черты у своего сына, и пытаюсь придумать, как сделать так, чтобы эти полезные навыки он освоил ещё в школьном возрасте. Лёгкая школьная программа не способствует (наоборот, даёт instant gratification), поэтому как-то придётся искать подход к тому, чтобы он ощутил hard fun в другой деятельности.

Спасибо, что поделились! Думаю, немногим хватает смелости признаться в подобном, даже себе.

Кажется, что ситуация имеет отношение к проблеме growth-fixed mindset(Carol Dweck). Вы наверняка слышали. Может быть, этот подход сможет как-то помочь. Как я понимаю, главный практический совет там - сместить фокус с результата на процесс. Условно хвалить не за пятерку, а за тяжелый труд. Это довольно сложно. У нас в культуре, в том числе в образовании, так не принято: якобы вкалывают только те неудачники, кому “не дано”, а “умные” и “одаренные” решают все сходу и вот это (почему-то) круто.

Надеюсь, у Вас получится справиться. Было бы супер, если бы Вы вдруг смогли рассказывать, как продвигаетесь, и найденными по пути способами и инструментами.

Для меня самого проблема в основном решена: когда я осознал её, то взялся за курс собранности в ШСМ («введение в системное мышление»), который даёт нужные практики, и стараюсь от него не отлынивать.

> Кажется, что ситуация имеет отношение к проблеме growth-fixed mindset

Не совсем. Проблема не «я не справлюсь», а «всё очень легко» либо «ненужно». Это работает, пока всё и правда легко, а потом появляется высокая стена, а навыков лезть на стену нет нет: через более низкие стенки удавалось перепрыгивать.

Сыну стараюсь ему подсказать что-нибудь интересное, чтобы пришлось подумать не пять минут и то, чего в школе нет: прямо сейчас он пытается сделать «с нуля» электрический паровозик для игрушечной железной дороги (так что приходится ему приходится думать про механику, про электрические цепи, про моделирование и 3D-печать деталей). Про результаты пока рано говорить. Посмотрим, может напишу в блог результаты.

> У нас в культуре, в том числе в образовании, так не принято

Сын учится в международной школе с американской программой, там не так. За старание хвалят!

Михаил, отличный пост, спасибо!
Да, есть такой момент: если не оценивать, что помогает решать какие-то проблемы (priors), это в какой-то момент может вылезти боком. Потому что упретесь в личное ограничение/constraint, которое снимается только постановкой мастерства, а привычки учиться и ставить себе мастерство – нет, плюс еще и чисто эмоционально сложно “обламываться” (тоже нет привычки))).
Поэтому тут выработка собранности + удержание внимания на концепте “productive failure”. В обучении очень важно не “быть правым”, а обломаться везде, где только можно; потому что обучение – безопасный контекст, в котором цена ошибки меньше, чем “в бою” (иногда – значительно меньше).
В новой главе 3 сделан акцент на этом; выкатим главу в феврале-марте (скорее февраль, но зависит от разработчиков).
Думаю, сделаем отдельное объявление об этом, чтобы все желающие могли изучить.

Очень похоже было в школе университете - всё давалось легко. Сейчас работаю в IT - и замечаю схожий эффект с описанным. Но перед этим - у меня это развивалось в другом русле. Пресытившись формальными, тепличными задачами, я в своей неуёмность начал замахиваться на более сложные “задачи”, на людей, их поведение, менеджмент.
Обратную картину наблюдаю в вышеупомянутом IT - многие коллеги привыкнув щёлкать технические задачи и глубоко в этом продвинувшись - начисто игнорируют всё что левее в спектре мышления, не хотят выходить за грани тепличных задач. И когда А.Левенчук описал это - у меня в который раз метанойя была. Мне всегда наоборот хотелось залезть туда где посложнее, где нет сформулированной задачи, и вообще всё не так очевидно. Это гораздо сложнее, но и интересней.