К мотивации мышления

#сиОдО

Мышление - вычисления по поводу новых проблем (поисковое мышление, познание), скорость мышления нужна для выживания, адаптации. Но в самом мышлении задействованы механизмы медленной системы С2, что не способствует выживанию. Переход от проблемы к задаче (с практикой в голове), именно переход на инструментальный уровень дает эволюционные преимущества, причем не индивидуальные, а сообщества. Но как мотивировать мышление, если ресурсы не ограничены (по крайней мере в ближайшей перспективе)? Задача скорости становиться не актуальна. А развитие, поиск новых проблем, бесконечным. Как мотивировать вознаграждением? Каким ментальным или физическим? Не является ли вознаграждение мотивацией exploitation, но не exploration?

Насколько решение сложных проблем и бесконечное развитие являются выгодными, вознаграждаемыми? Рынок этой потребности небольшой, усилий много выхода мало. Для выживания не очень важно эволюционно, т.к. репликация снижается.

Мышление результируется в новые объяснения на основе нового набора понятий. Т.е. мышление только когда создаётся новая объяснительная модель с новой онтологией для нового класса объектов и новыми инструментами решения задач и способностью коммуницировать эту модель. Т.е. результат мышления должен быть предъявлен как важный объект для построения следующих задач, инструментов, объяснений и др. Если мы не предъявляем результаты мышления в чью-либо коммуникацию, то бесконечное развитие не получиться. Тогда мотивация может быть – это увеличение воздействия результатами своего мышления на окружающую. Действительность, насколько большую непоправимую пользу принесли результаты мышления этому миру.

Мышление на происходит в аппаратном мозге. Оно распределяется между вычислителем, инструментарием для использования и коммуникацией, extended mind.

Двигательная активность - ее разнообразие усиляет интеллект, потому что происходит предъявление задач из реального мира и решение задачи в реальном мире. И это происходит быстро. Т.е. адаптивная способность интеллекта не только формировать ментальный ответ, но и вывод его в действие. Для детей наверное это наиболее актуально. И это тоже extended mind. Если взять гомункулуса Пенфильда, с представленностью разных обеспечивающих систем в мозге, увеличить эффективность аппаратной работы мозга путем специфической тренировки этих обеспечивающих систем?

“Но как мотивировать мышление, если ресурсы не ограничены (по крайней мере в ближайшей перспективе)?”
если пирамида Маслоу верна, то, возможно, не всегда нужно мотивировать (оно само мотивируется)? :slight_smile: Вон, у древних греков пока были рабы и ресурсы, вполне себе греки пытались мыслить, и даже что-то полезное в итоге намыслили. Хотя и много лишних сущностей намыслили тоже…

С одной стороны, сама статья интересная и в чём-то очень красивая. Если я правильно понимаю, тут речь о том, что мышление – явление скорее общественное, чем личностное. С этим согласиться довольно легко, так как “идея только тогда действенна, когда она овладевает массами” (с). В развитие мысли можно заметить, что даже практика мышления письмом, активно поминаемая в курсах ШСМ, имеет в своей основе идею “сделать из себя коллектив, чтобы мыслить лучше и продуктивнее”. Так сказать, управляемая шизофрения на собственное благо.

Но вот то, что спрос на хорошее мышление мал и невелик – не соглашусь. Точнее,он, возможно, мал в масштабах всех миллиардов людей на Планете. Но эта малость приложима ко всем прочим профессиям и деятельностям в отдельности. На военных, хирургов и танцоров спрос тоже сравнительно мал. Но этот же спрос необычайно велик, как только мы начинаем пристальнее смотреть внутрь каждой предметной области.

Думаю вот что: если человек, условно, научился мыслить и не смог найти области, в которой его умение мыслить пользуется спросом – может, сначала применить умение мыслить к поиску другого способа искать области, где велик спрос на умение мыслить?