Про собранность

#сиОдО Очень интересна постановка собранности у человека. Для человека много возможностей научения, много вариантов связей между объектами. Фокусировкой мы направляем поток ресурсов на то, что считаем нужным, или полезным, с осознанным или неосознанным ожиданием максимизации отдачи. Остальное получает меньший объем ресурсов.

В современном детстве это поток ресурсов не ограничен собственными возможностями, но с возможностью окружавшего общества, сфокусированного на ребенка. Т.е. общество перераспределяет свои ресурсы в пользу детей с ожиданием большей отдачи в будущем. Но ресурсы эти перераспределяются не всегда на инструменты, позволяющие увеличить отдачу от будущей деятельности человека. Родитель плохо учит детей фокусировано использовать предоставленные ресурсы. Скорее это выглядит как дарение или омертвление ресурсов, путем передачи их ребенку. При этом ребёнок может фокусировать внимание родителей и придавать важность совсем не важным для общества событиям.

Научение - это сокращение широты возможностей, а взамен дается упорядоченность и полезность. Должна быть какая-либо архитектурная модель внимания ребенка, чтобы ее развивать, т.е. пристаивать окружающие в реальной жизни ситуации в типы из ментальной модели. Тогда можно увеличить полезность модели и самого процесса моделирования. Создание вокруг этой модели адекватного поведения в окружении - и есть игровой процесс научения.Окружающая игра должна выдавать вознаграждение за отстраивание правильной модели и поведении в связи с этой моделью, это поддерживает мотивацию.

Но как определить то важное, что будет расширять и улучшать модель, делать ее более полезной, от того, что будет ее разрушать и зашумлять? Мы можем тратить бесконечное кол-во ресурсов на обработку шума, пока у нас нет ответа от реальной жизни в бесполезности этого. Начало развития ребенка очень далеко отодвинуто от последствий этого развития. Учить только полезному прямо сейчас? На каком уровне абстракции? На какой уровень абстракции метить (ставить цель) и когда? Какая полезность установления именно этого времени и уровня?

Интересный взгляд!
Я про то, что общество умерщвляет ресурсы передавая их детям, хотя они могли бы стать семенами будущих успехов при определенных условиях.
Это оригинальная идея? Я бы с удовольствием ознакомился с развертыванием этой мысли!

Не стоит бесконечно обрабатывать шум. Лучше выставить ряд гипотез о том, чему учить полезно. Да, после этого придётся эти гипотезы проверять - выучить этому и посмотреть, принесло ли оно приемущество или нет. Если не принесло - выставить новые гипотезы, повторить цикл. Да, цикл скорее всего придётся повторять уже на следующем поколении детей.

В посте о бакалавриате https://blog.system-school.ru/2021/12/11/bakalavriat-dolzhen-byt-kachestvennym-predobucheniem/
Перечисляется ряд практик, которые человек осваивает на этапе дет.сад, школа, бакалавриат. Собранность отдельно не упоминается, но похоже, что перечисленные навыки и практики - залог собранности, которая развивается косвенно.

С какого момента и как именно стоит уделять внимание отдельно развитию этой способности - интересный вопрос. Также интересно - есть ли практики, что меняются не каждое поколение, а сохраняются десятки лет?

Прочитал ваш пост и тоже задумался над образовательной траекторией для ребенка.
Пока из курса, блогов и чатов сформировалось представление что SOTA это практики школы Монтессори в современном варианте стандарта.

Да, интересный вопрос поднят.

Научение — это сокращение широты возможностей, а взамен дается упорядоченность и полезность”
под сокращением возможностей имеется в виду, что время, потраченное на научение чему-то, уже нельзя потратить ни на что другое?