Классификация знаний: зачем?

Человек создал и создает большое количество знаний о мире. Все эти знания можно классифицировать разными способами. Например, существуют гуманитарные и естественные науки. Можно разделить знания, которые развивают soft или hard skills. Любое деление знаний зачем-то нужно.

Говоря про обучение деятеля, который может создавать успешные системы, мы определяем его функциональное устройство. То есть мы выделяем в деятеле три функциональные части: мастерство саморазвития (собранности), мыслительное мастерство и прикладное мастерство. Такое деление обуславливает то, как мы смотрим на процесс обучения человека, которому мы хотим помочь стать деятелем.

Исходя из трех функциональных частей мы делим и знания.

В части мастерства саморазвития мы выделяем дисциплины, которые помогают человеку быть собранным и управлять своим вниманием и телом. Например, сюда можно отнести книгу Майкла Грациано «Наука сознания. Современная теория субъективного опыта». Но также здесь изучаются дисциплины инвестирования и учета времени, самолидерства и мотивации, развития своего тела и т.п.

Мыслительное мастерство развивается за счет трансдисциплин интеллект-стека, которые сформулированы в книге «Образование для Образованных 2021» . И нам теперь необходимо провести исследования, чтобы создать курсы с современным содержанием этих трансдисциплин. Потому что, например, системное мышление 21 века кардинально отличается от версии 20 века, и точно также отличается от прошлого современная этика, эстетика или экономика.

Прикладное мастерство развивается за счет многочисленных прикладных практик. Их невозможно выучить в одной школе, поэтому мы не занимаемся этим. Но мы хорошо понимаем, что человек с развитым мастерством саморазвития и мыслительным мастерством сможет самостоятельно выбрать необходимую прикладную практику и освоить её намного быстрее, чем конкуренты.

Такое деление знаний – эта одна из картин мира относительно знаний, но мы понимаем зачем она и как она помогает человеку развиваться.

Источник: https://t.me/systemsthinkinglife/93

Мастерство саморазвития (собранности) в вашей классификации вроде как идет отдельной функцией от интеллект-стека (мыслительного мастерства), но в то же время “собранность” - одна из трансдисциплин интеллект-стека. Нет ли тут противоречия? В конечном счете, я думаю, эти онтологические нюансы не так уж важны (или совсем не важны), по крайней мере, для обучающихся, но все же хочется чуть больше ясности.

На смежную тему написал тут: https://blog.system-school.ru/2021/12/15/lyubopytstvo-kriticheskoe-myshlenie-kalibr-lichnosti/

Да, вы все правильно заметили! Учебник “Системное саморазвитие” написан до выпуска ОдО-2021. Анатолий внес собранность в интеллект-стек. Я пока считаю, что отдельно, для объяснений, оно смотрится лучше. Это все, действительно, нюансы и разные точки зрения. И это не последнее представление. Тут исследования еще продолжаются.