Анализ рабочих ролей

Пост #сиОдО, неделя 2

Шесть шляп :-)

Я работаю менеджером продукта в айти-компании (эдтех). В качестве второго поста решил попробовать "разложить" свою должность на роли, а потом над ними подумать - какие из них у меня удаются лучше, какие хуже, какие мне нравятся, а с какими я бы расстался без сожаления.
Рассказ строится на гипотетической, но реалистичной, ситуации, все совпадения случайны и непреднамерены.

Основные роли и что я из них делаю

Если брать основные роли - предпринимателя, инженера и менеджера, - то все они в моей работе представлены.
Как предприниматель, я должен "увидеть" и понять потребности потенциальных клиентов. Кого считать клиентом и что именно для них делать - определяю не я, мои возможности ограничены стратегией компании.
Далее надеваем шляпу инженера по требованиям. Разобравшись с потребностями, я должен этим клиентам что-то предложить - хотя бы на уровне гипотез и описаний. Это нужно для получения обратной связи и подтверждения/опровержения своей же предпринимательской гипотезы. Я должен составить требования к системе, удовлетворяющей потребности клиентов. После этого я должен показать эти требования инженерной команде и хотя бы приблизительно, на уровне порядка, понять стоимость производства такой системы, чтобы посчитать ROI.
Дальше я возвращаюсь в роль предпринимателя и иду показывать клиентам, чего там инженеры напридумывали. Рассказываю, размахиваю руками, возможно даже пытаюсь продавать. Получив позитивный фидбек (у нас сказка со счастливой серединой), можно идти за ресурсами. Готовлю MRD (рынок, потребность, конкуренты, что будем делать - описание системы как черного ящика), иду к менеджменту, защищаю проект и продукт. Защищать продукт нужно не только как способ удовлетворить потребности клиентов за деньги, но и как часть софтверной платформы, которую строит компания - продукт должен туда вписаться стратегически, идеологически, технически.
Дают добро, хлопают по спине, жмут руки (обе). Нужно надевать шляпу менеджера и идти добывать себе ресурсы - столько, сколько нужно для проекта плюс буфер, а то бюджет не резиновый.
Ну вот, даже работу толком не начали, а уже в трех ролях (и еще большем количестве подролей) побывали.
Что дальше?
Дальше, набрав ресурсов, я-инженер согласую со мной-менеджером, как мы будем делать продукт: что сделаем сначала, что потом, как будем организовывать работу, учитывая распределенный характер команды и разницу в таймзонах, и прочую бытовуху. Я-предприниматель должен бы при этом регулярно две другие роли брать за пуговицу и спрашивать, когда уже mvp - продавать надо, но сил и времени на предпринимательские задачи нет. Делегирую руководству в формате обещания "сдать к сроку N".
Когда проект встанет на рельсы и работа пойдет, я буду работать в основном в ролях инженера (требования, из чего делать систему, различные виды описаний) и менеджера (планировать спринты и релизы, помогать инженерной команде разгребать заторы в работе - непонятки с требованиями, возникающие вопросы и конфликты).
А вот как только на горизонте замаячит mvp-версия продукта - нужно будет переходить в роль предпринимателя, потому что можно уже что-то показывать клиентам. И если обратная связь будет положительная и появится возможность продавать, то придется как следует вкладываться в предпринимательские практики: рисовать презентации, снимать ролики, выяснять структуру клиентских "центров принятия решения" (DMU, decision-making unit), бюджетные и прочие ограничения. С учетом того, что бюджетный цикл - год, продукт сложный, а сфера у нас б2б, то начинать продажу можно прямо сейчас - она займет от года до трех. Менеджер обещает, что первая версия уже вовсю будет. А, менеджер же я. Ну наверное все равно будет.

Подроли

Попробую выделить подроли основных ролей, в соответствии с используемыми практиками.

Предпринимательские роли:

  • Рыночный аналитик: расчет размера рынка, анализ конкурентов
  • Продуктовый стратег: выделение приоритетных потребностей, план вывода продукта на рынок, определение маркетинговых активностей, ценообразование
  • Продуктовый маркетолог: подготовка маркетинговых описаний под разные клиентские сегменты, верстка презентаций, заказ сайтов и лендингов, посев, анализ, передача материалов и задач в лидген-отдел
  • Менеджер по продажам: проведение презентаций, проведение переговоров, выход на ключевые роли на стороне клиентов, контроль сделок
  • Пресейл-менеджер: демонстрация продукта, развернутые описания, объяснение прнципов работы

Инженерные роли

  • Разработчик концепции: определить основные требования к продукту в ответ на потребности клиентов (jobs), подготовить описания
  • Инженер по требованиям: подготовка требований к продукту (основные возможности продукта, epics/user stories)

Менеджерские роли

  • Релиз-менеджер: определить порядок релизов, определить порядок реализации фич в релизах, спланировать работу на верхнем уровне
  • Руководитель проекта: взять работы из бэклога, спланировать спринты, принять работу у инженерной команды

Как получается?

Свое мастерство в предпринимательской области я оцениваю в 3/5. Все, что связано с продажами и маркетингом, я хорошо понимаю и умею с этим работать. Со стратегическими штуками и анализом все хуже - не читал ни одной книги на эту тему, мало знаю, учился у окружающих. Фандрайзингом и серьезными инвестициями в свои проекты тоже никогда не занимался.
Мастерство в инженерных ролях я оцениваю в те же 3/5. Договориться о формате требований, выявить и описать их, проложить цепочку "инсайты от клиентов → потребности клиентов → возможные решения → фичи → бэклог" и делать прочие такие штуки у меня получается и мне нравится, но книг я опять-таки не читал, курсов почти не проходил.
Делать что-то руками сам (программировать, рисовать дизайн, девопсить) я не умею, т.е. работаю только с левой частью v-диаграммы.
Менеджерские скиллы оцениваю в 3/5 - проходил курсы, читал книжки, но при любой возможности с радостью сваливаю из этой роли в другие две. Скучно мне та́ски по доске таскать и за сроками следить. Получается нормально только тогда, когда загрузки довольно много (нет возможности заскучать) и нет необходимости переходить в другие роли. Ну или когда вокруг кризис и (запикано)опа и надо быстро мобилизоваться и превозмочь, это я люблю почему-то.

Чего делать, чтобы получалось лучше?

Пройти курсы личностного роста, само собой.
Шутка.
Предпринимательские и инженерные роли мне нравятся больше и удаются лучше, чем менеджерские. Регулярный менеджмент (операционка) меня морально убивает. Возможно, дело в характере. Должность продакт-менеджера при этом редко идет без обременения менеджерскими ролями, в некоторых компаниях их даже больше, чем в моей. Если я решу, что надо становиться очень крутым продактом, то придется менеджерские дисциплины развивать, а еще учиться управлять вниманием и собранностью, с этим тоже есть проблемы.
Но можно плюнуть на развитие себя как продакта и поискать развитие в ролях предпринимателя и инженера. Я пока плохо представляю себе, что это может быть, но как минимум когда-нибудь можно заняться агентской-консалтерской работой, включающей практики этих двух ролей.
В любом из этих случаев нужно осваивать практики предпринимательской и инженерной ролей.

Вот, чудесный формат поста (имхо)! Материал курса попробовать приложить к своим проектам.

Эх, у меня немного другая ситуация — хочу после декрета заниматься более интересной и более прибыльной деятельностью (Data Science, причём в мечтах — датасайенс во благо развития генной терапии), но ума не приложу, как бы так это сделать, чтобы и мастерством нужным за время декрета овладеть (не в ущерб детям и своему здоровью), и потом на рынке выгодно себя продать, под сороковник, с двумя маленькими детьми. Пока для начала прохожу ОдО (потом надо будет ещё СМ) и пытаюсь сформулировать целевую систему в своём случае :slight_smile: Потом уже подберусь к ролям…

ох тяжело, кмк, материнство с учебой совмещать )