Совместимость практик при разделении труда

На курсе «Системного менеджмента» проходили тему о разделении труда, и сразу в голове всплыла картинка о том, как техники команды «Формулы-1» во время гонки умудряются «переобуть» болид за считанные секунды. Именно разделение труда позволяет им это сделать так быстро и четко.

К чему приводит несовместимость практик

Само разделение труда — это когда для выполнения задачи работают несколько человек. Но при этом саму работу между этими людьми не делят. Делят способ выполнения работы. При разделении работы все исполнители действуют одним и те же способом. Например, если необходимо очистить уличную хоккейную коробку от снега, то при разделении работ все чистильщики действуют одинаково: ручным скребком счищают снег к краю катка, затем берут лопату и выкидывают снег за борт. При разделении труда части исполнителей вручаются скребки, другим - лопата, и каждый занимается своим делом.

Но при разделении труда подстерегает следующая неприятность. Практики, которые используются для выполнения работ каждым исполнителем, должны быть совместимы между собой. То есть результат выполнения одной практики должен использоваться как входная сущность для выполнения другой практики. Давайте представим на основе примера выше, что практика, которой пользуется чистильщик со скребком подразумевает, что результат его работы - это куча снега в центре катка, чтобы приехал трактор и за один раз увез весь снег. Человек с лопатой, готовый выкидывать снег от борта, будет крайне удивлен такому обстоятельству. Кто виноват? Оба честно выполняли свою работу по известному им способу, но кататься все еще нельзя. Проблема в этом случае как раз в совместимости используемых практик.

Как совместить практики

Что делать, если практики несовместимы. Теоретически, есть три способа поведения. Да, можно без конца ругаться, искать виноватых и утверждать, что только его способ правильный и не собираться ничего менять. Будет ли достигнут результат в этом случае? Вряд ли. Вторым способом видится адаптация результатов одной практики ко входу другой. В нашем примере это если бы снег из большой центральной кучи сдвигать к бортам. Будет ли результат? Да, каток очистится, но на эти лишние действия потратится больше времени, и все устанут. Наконец, третий способ - это обеспечить совместимость практик. В нашем случае один или оба участника меняют способ, которым они делают свой кусок работы.

Пример выше довольно утрированный. Но принципы, которые в нем описаны, аналогичны и для больших систем с тысячами участников, где применяются современные производственные практики.

Чтобы обеспечить совместимость практик, которые используются для реализации целевых систем менеджер должен понимать сами практики. Как известно, в зависимости от целевой системы эти практики будут отличаться. Поэтому, как и в случае с инженерами, для успешного построения целевых систем менеджеры должны быть тоже специализированы. Они должны понимать предметную область, отрасль, в которой они работают.