На работе грядёт очередной запуск ИТ-системы в эксплуатацию, аккурат после Нового года. Не мне принимать решение о том, готова ли система к запуску, но домашнее задание к главе про этику вводного курса навело на возможность порассуждать именно об этом.
Как это всегда (или очень часто) бывает, система готова не идеально. И можно говорить о том, что компания несёт определённые риски - путаницы с внутренними заказами, задержек поставок, даже ошибок в учёте. Причиной этих рисков являются возможные ошибки в проектировании и разработке, а также недостаточно эффективное тестирование. Если именно эти риски реализуются, будущие пользователи и главы их департаментов получат дополнительный стресс и потери времени на исправление каждой ситуации, некорректно отражённой в системе. С другой стороны, риски эти не фатальны, так как наиболее критичные процессы, непосредственно связанные с производством, пока находятся за границами новой системы. А задержку поставки мебели для бэк-офиса (например) можно пережить. Проблемы с лизингом автотранспорта для полевых представителей пережить уже сложнее, и теоретически возможен негативный эффект на продажи, но всё равно это не касается выпуска основной продукции, и ошибка не фатальна.
Другой (и противоположно направленный) вектор - интересы спонсоров всей программы цифровой трансформации компании. Чтобы она продолжалась, и продолжалась успешно, необходимо демонстрировать волю к положительному результату. Сроки сдвигаются всегда, но сдвиги не должны быть драматическими.
В свою очередь, фактор, на который наибольший упор делает проектная команда, связан по сути со спиральным жизненным циклом ИТ систем. Попытки на стадии проектирования и даже реализации (и даже на этапе приёмочного тестирования) предугадать, как именно будет эксплуатироваться система в реальных условиях и с какими именно проблемами столкнутся пользователи в "боевом режиме" - эти попытки практически безнадёжны. Поэтому если к моменту запланированного запуска нет известных критических ошибок (т.е. процессы могут быть проведены в системе от начала и до конца, пусть и не самым удобным образом) - надо начинать использовать систему.
И здесь максимальный вклад в митигацию рисков внесёт качество системы обеспечения ИТ решения на этапе эксплуатации. Важно снабдить пользователей информацией (инструкции, контакты технической поддержки), наладить методы работы самой технической поддержки, а также организовать регулярный (ритмичный) сбор и обработку обратной связи, чтобы вернуться к стадиям проектирования и реализации на новом витке спирали жизненного цикла. И - очень важно - как можно больше людей должны заниматься системным лидерством: по возможности снимать тревогу и напряжение коллег, помогать сохранить волю к результату.