Про внутренний бунт и смирение

#сиОдО

Есть внутренний бунт при чтении разделов связанных с целеполаганием (там где цели-мечты это цивилизационный порок и всё вокруг этого). И не потому, что у меня есть цель всей жизни, а мне предлагают от неё отказаться. А потому, что её у меня нет и я испытываю древнерусскую тоску по такой масштабной цели. И вот тут мне предлагают от этого щемящего сердца чувства отказаться. Хотя в то же время концепция фланёрства прекрасно оправдывает моё подобное бесцельное существование.

Заметил, что этот бунт во мне вызывает сугубо экономическая призма, через которую рассматривается сфера человеческого целеполагания и мечтательства. К примеру, автор пишет «Не жалейте уже потраченные средства на убыточные проекты. Неудачи — они запланированы, просто списывайте затраты, и бросайте проект. Не будьте меднолобым достигателем несбыточных целей». Прекрасно! Это ровно принцип невозвратной стоимости №Е17 из книги Дональда Рейнертсена который гласит: "Не считайте уже потраченные деньги”. Надо заметить, что Рейнертсен с самого начала книги не устаёт повторять, что его рассмотрение является сугубо экономическим взглядом и просит не забывать об этом читателя, чтоб не возникло коллизий.

Хочется верить, что человек это не только про маржинальность. Что хозяйственно-экономическая деятельность не является единственным мерилом человеческой жизни, его целей, выбора мечты. Пока читаю ОдО, складывается ощущение, что это всё производная от экономического взгляда на жизнь. Термины и язык книги намекает именно на экономический метод описания. Может это следствие профдеформации автора который на всё смотрит как на ресурсы? Наверняка есть и другие view points для которых будут совершенно иные методы описания отношения к целям.

Но! Так как я не могу складно и системно предложить и сформулировать иной подход или мощно критикануть этот, то буду пользоваться тем, который предложен в книге. Внутренний бунт это хорошо, значит в нужном направлении иду, значит не ищу подтверждения своим сформировавшимся взглядам.Тем более, не всё уж в книге только через призму результата, ресурсов и финансов описано (это чтоб быть совсем честным). Буду считать, что это и есть то самое не противоречивое на данный момент SotA в отношении к целям, целеполаганию и стратегированию.

И сразу в поддержку материала учебника приведу мой позавчерашний поход на армянский балет. Смотрел «Спартак» Хачатуряна и понимал, что этот самый Спартак отличный пример. Он не ставил себе целей стать героем, возглавить движение за освобождение гладиаторов, свергнуть власть Римской империи. Чувака просто взяли в плен и отобрали любимую женщину. И вот, что бы самому выкарабкаться и бабу свою освободить пришлось и гладиатором стать, и бунт против римлян возглавить , и помереть ещё героически тоже пришлось. Ничто из этого не было его целями, а были всего лишь эдакие stepping stones в тумане неопределённости побега из той ситуации в которой он оказался. Спартак бежал от. Наступал на наиболее подходящие камни. Результат — его теперь мужики на сцене в колготках танцуют даже в Ереване.

Большинство литературных героев (и практически любой мой друг, товарищ, знакомый тоже!) являются ровно таким же примером. Что-то сбоку прилетело и они, как активные деятели, начинают это разгребать. И у меня к вам, однокашники, вопрос! Почему же мы, поколениями штудируя классику, сделали для себя вывод, что там всё про великие цели и упрямый крестовый поход к их достижению, а не история про непрерывное стратегирование в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств?

Почему же мы, поколениями штудируя классику, сделали для себя вывод, что там всё про великие цели и упрямый крестовый поход к их достижению, а не история про непрерывное стратегирование в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств?

Систематическая ошибка выжившего и ретроспективное придание смысла)

«Результат — его теперь мужики на сцене в колготках танцуют даже в Ереване.»
Это [в хорошем смысле] смешно :-D
«Почему же мы, поколениями штудируя классику, сделали для себя вывод, что там всё про великие цели и упрямый крестовый поход к их достижению, а не история про непрерывное стратегирование в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств?»
У меня есть ощущение (возможно в будущем поисследую), что большинство событий, которые мы оцениваем ретроспективно, мы оцениваем тенденциозно в парадигме что «с самого начала у него [героя] был план…». И что на самом деле большинство значимых событий были чередой stepping stones/стратегирований.

Вот это ретроспективное придание смысла, анализ и затем стратегирование на основании полученных гипотез — опасная штука получается?

Может быть там история вообще не про цели, мечту и дело всей жизни. Может это про ценности (честность, любовь…) которые как раз и являются основными инструментами стратегирования?

> Почему же мы, поколениями штудируя классику, сделали для себя вывод, что там всё про великие цели и упрямый крестовый поход к их достижению, а не история про непрерывное стратегирование в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств?

Ну герои разные, в ситуации они тоже попадают в разные :slight_smile:

И, наверное, их путь через произведение во многом зависит от позиции автора произведения, от его отношения к тому, как надо приходить к результату.

Если реального человека, походившего вдоволь по камням в тумане, попросить в рассказать, а как он пришел к успеху, то он (далее гипотеза) тоже расскажет об этом линейным нарративом про то, что у него был план и он его придерживался, превозмогал, ну и вот.

Кейс Теранос (Theranos) хорошо показывает, как очарование “целью” может благими намерениями увести туда, где оказаться совсем не хотелось. Элизабет Холмс не смогла вовремя признать, что ошиблась с целью, неспособна и стала городить ложь на лжи, подлог на подлоге, пока все не посыпалось.

Простые нарративы про превозмогание лучше “продаются” (в переносном и буквальном смыслах), потому что они привычны нам с детства.

Читая твой пост, я подумал о том, что художественная литература это самый ужасный пример stepping stones. Авторы точно начинают писать романы с конца. А если ты начинаешь читать героический эпос, то герой явно всё заборет.

У героя есть долгосрочная цель-мечта, и он непременно её добьется.
Нам остается есть попкорн и восхищаться, как классно он прогнозирует, планирует и затаскивает. Что по факту является ненастоящим, ложным примером достигательства.

Вероятно, “честный” героический эпос выглядел бы смешно:

  • Поехали с командой за золотым руном, не получилось
  • Сгоняли к Ородруину выбросить кольцо, но коротышка его спер. Жаль.
  • Селекцией вывели крутые бобы, решили по ним подняться на облака, но бобы поел долгоносик
  • Сегодня попытаемся сразиться с Дикой Охотой, у меня хорошее предчувствие

Простые нарративы про превозмогание лучше «продаются»  — ёмко и похоже на правду. Хорошее замечание.

Сам понимал, приводя в пример литературу, что выбрал скользкую дорожку. Но так как это письменная культура, которая транслирует прямой или метафорический опыт для его перенятия читателем, то сюжеты также представляет собой особый интерес для рассмотрения.

«у меня хорошее предчувствие» — ))))))

Идея о том, что Спартак бежал “от”, а не “к”, напоминает мне о via negativa Талеба.

А мне кажется, что было бы классно, если бы герои из классики сначала садились и планировали свой поход, вдруг он был бы им не нужен :slight_smile:

При этом автор хочет сделать умными минимум 1млн человек… (некислая цель!)

Может, нужно разделять понятия видение и цель, как мы разделяем операционный менеджмент и стратегирование?

Ставить цели/делать ставки, достигать цель, фиксировать результат, списывать расходы, искать новую цель - это операционка, как чистить зубы по утрам. А видение - это ты на собственной яхте в окружении армянского балета. Или мечта, что твое приложение будет у каждого второго человека на планете. Приоритетная потребность главного стейкхолдера, шуруем к которой итерациями в формате agile.

Формат «бесцельного существования» о которой ты говоришь - очень напоминает подход «от интереса». По ОдО я это вижу так:

  • изучаем SoTA на уровне кругозора
  • находим то, что «интересненько»
  • ставим цель, фиксируя расходы (курс в ШСМ = лимит 3 месяца)
  • замеряем профит и/или перепроверяем SoTA: если мы все еще в тренде (сфера новая, рынок еще не занят, будет востребовано), продолжаем п.3, иначе п.1

Но сразу возникают вопросы:

  • поправка на удачу, минимум 10 попыток - может, направление верное, просто промежуточная цель была выбрана неверно? Или ты плохо постарался? Чем больше неудачных попыток - тем вероятнее, что направление и вправду шлак
  • мотивация и превозмогание. Интерес может появиться и исчезнуть, а мотивировать себя «копать» как-то нужно. Кривая обучения опять же. Без видения большой цели в конце пути - будет тяжко. Чем больше ты будешь полагаться на это видение - тем будет проще идти к ней и тем труднее будет отказаться от нее
  • «интересненько» - насколько это хороший компас для целеполагания?

У меня есть мысль, что гипотеза (о том, что мировая литература прививает нам потребность в назначении себе жизненных целей) может быть и не настолько подпитана фактами как изначально кажется. Мне вспоминаются исследования Юнга по сравнивающему анализу преданий народов мира. Я с ними познакомился через книгу “the hero with a thousand faces”. Там выдвигается гипотеза о том, что в основе любого героического повесвования находится герой, который ничего не знает о своём грядущем подвиге. Наоборот, сначала он отказывается от вызова, но только когда обстоятельства припирают к стенке, он начинает двигаться. И что после завершения подвига, герой не уходит на пенсию, а попадает на следующий виток этого же героического цикла. Эдакое безконечное развитие.

Федор, прикольным стечением обстоятельств является то, что именно книгу “Тысячеликий герой” мне Иван Метелкин подарил на день рождения в соответсвующее воскресенье наших курсов по СМС. И за последние пару дней отсылку к этой книге я услышал из твоего комментария и в книге Стив Бланка. Значит пора читать))

А вот мысль на счет того, что после первого “спонтанного подвига” герой хочет этого или нет уходит на следующий виток спирали бесконечного экшена - мне понравилась. Как говорится, путешествие в тысячу миль начинается с одного маленького шага!