Этот неисправный социум

Этика. Стоит начать с того, как деятели, производители или потребители обычно используют этику. Точнее, как она воспринимается обывателями. Например, кто-то пишет: БОЛЬШИЕ РАЗМЕРЫ, СДАЕМ КВАРТИРУ ТОЛЬКО СЛАВЯНАМ, ДЛЯ ОТВЕТСТВЕННОЙ РАБОТЫ ТРЕБУЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МУЖЧИНЫ (ИЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЖЕНЩИНЫ), ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА И БЕЛЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ (представители Ку-клукс-клана) и тд. Это абсолютно неэтично, аморально, это противоречит всем нормам и взглядам. Но, тем не менее, это можно видеть сейчас на улицах стран и для кого-то это даже норма.

Все же, этика на более высоком уровне характеризуется немного по-другому. Выставление умений и лучших качеств на показ, идти по головам, не работать в команде, игнорировать мнение коллег, быть грубым и всегда категоричным и т.д. Это все также неэтично по отношению к социуму. Без рабочей команды не будет рабочей системы, без понимания рисков не будет ответственности, а без этики не будет и системного мышления, помогающего бесконечно развиваться.

Сначала, читая про отличия обучения и промывания мозгов, сложилось впечатление, что этот курс и является манипуляцией и "втиранием" информации, картин мира и шаблонов поведения в человека. Затем это мнение отпало, так как, исходя из лекции, если человек сам встает в роль ученика, то это уже является не манипуляцией, а обучением с исключением какой-либо неудовлетворенности. Но не совсем понятна одна штука. Если человек встал в роль ученика, читает все уроки и слушает семинары и уже не может покинуть какой-либо курс, то учителя могут в дальнейшем манипулировать учениками, ссылаясь на источники учебника и т.д., даже не предоставляя достоверных фактов и примеров, так как ученик уже привязан к информации и людям, с которыми работает и обучается. Ведь в социальной среде никуда не деться от промывания мозгов, так какая же гарантия может быть, что любое обучение является именно обучением. Ведь даже на данном курсе учителя предлагают свои "паттерны" поведения, картины мира, настойчиво просят исполнять задания и следовать этим злосчастным шаблонам поведения, рабочей продуктивности, расписания, рутины и т.д. Нет, я не говорю, что это лишено смысла и не полезно для развития. Это безусловно не так. НО то, как это преподносится, иногда заставляет задуматься на долю секунды, а не манипуляции ли это?

Настолько ли важно иметь высший уровень экзокортекса? Это может привести к тому, что человек, возможно, разучится работать в команде, перестанет доверять работу другим специалистам, так как его умения и возможности будут самыми продуктивными и точными? Человек (высший разум) перестанет доверять всему социуму и относиться к нему как к шимпанзе? Так ли это важно: иметь высший разум и постоянно совершенствоваться наперекор своим возможностям? Ведь деятель в конце концов не всегда будет бесконечно развиваться на благо других. Есть вероятность, что если у него будет получаться создавать все более модернизированные и совершенные системы, то на вряд ли он захочет ими делиться с миром. Ведь примерно так и устроено современно общество элитарных деятелей, создающих новшества (безусловно кому-то полезные), но не разделяя наград и почестей, полученных за их открытия. Тем более во времена такой жестокой конкуренции.

Взявшись за учебник по введению в системное мышление, я застрял на первой главе с похожими вопросами. Перечитывал и выделял фрагменты, что вызвали сомнения. В итоге зафиксировал для себя, что есть сомнения по некоторым вопросам и решил не заострять на них внимание, выделяя то, что считаю полезным, эффективным. Сомнительные утверждения буду пересматривать позже, если они останутся к концу курса. Думаю, что дальше авторы развернут утверждения полнее и возможно сомнения пройдут.

Карина, спасибо за пост!
Немного непонятны слова про “студент привязан к информации”, “не может покинуть курс”. Разве у исполнителя роли студента кто-то отнимал свободу выбора? разве кто-то заковал в наручники и не дает есть, пока не будет пройден курс?

У людей-исполнителей ролей всегда есть масса вариантов избежать исполнения какой-то роли. Более того, как немного обсуждали в рамках глав и тренингов 5-6, люди-в-ролях оочень изобретательны при реализации своих ролевых интересов. В данном случае можно покинуть курс, если он кажется сомнительным буквально во всем, можно изобразить деятельность, если пройденный курс – это непременное требование того, кто его оплачивал, можно взять только отдельные практики, показавшиеся полезными (только уж практику целиком брать), и тп.

Про “манипулирование учениками”. Во-первых, не очень понятно, что вы имеете в виду под словом “манипуляция” в данном случае, определите, пожалуйста. Во-вторых, если есть подозрение, что где-то происходит манипуляция, то опять-таки можно себя по-разному повести. Можно не разбираясь запихнуть все под тег “манипуляции” и спокойно себе жить дальше (ну если норм так кому-то жить, ломать его, что ли?), можно пойти и попробовать разобраться в материале и задать вопросы.
В-третьих, всякие подозрения на дребезг и несоответствие проверяются через просьбу предъявить ход рассуждений (помните, одно из требований к мышлению – рациональность?). Дальше внимание переводится на предъявленный ход рассуждения и поиск в них ошибок/ несостыковок. Так что и способы справиться с этим есть.

По поводу “один человек будет самым продуктивным и точным”. Неа, мощность одного интеллекта, пусть и вооруженного замечательным экзокортексом, меньше мощностей множества объединенных в команды, сообщества и организации людей с их многочисленными экзокортексами. И более того, объединение людей для какого-то целенаправленного изменения мира просто необходимо, если вы хотите изменить какой-то более-менее большой кусочек мира.
Все современные проекты делаются не просто не одним человеком, а кучей разных людей. Ракеты запускают в космос большие и очень большие организации, инженеры, обучающие ИИ, почему-то объединяются в исследовательские группы, да даже конкуренты объединяются для совместной работы над проектами (автомобильные концерны объединяются для создания беспилотников, можно всякие новости загуглить). Умнейшие люди там работают, а в одиночку не могут.

Это потому, что командная работа позволяет увеличить размер пирога для всех. Делиться знаниями – выгодно. Это супер-контринтуитивная штука, но это так; потому что созданные знания потом используются в других областях для того, чтобы улучшать жизни людей.
Про “разделение наград и почестей” не очень понятно тоже, это как? Спортсмен, выигравший золото Олимпийских игр, должен разделить его со всем миром? Получившие Нобелевскую премию по экономике должны пойти и раздать заработанные ими деньги всем? Нет, это не так работает. Делятся не “почестями и наградами” – это как раз-таки заработанное конкретными исполнителями ролей, делятся содержанием, знаниями, которые потом применяются в других сферах жизни для появления новых продуктов и удешевления старых. В результате имеем что имеем: качество жизни “среднего человека” сейчас и 100 лет назад различается в разы.

Карина, спасибо! Только буквы ваши - тревожные очень. Вероятность того, что любой из людей совершит ошибку - есть всегда. Это не значит что не надо учится самому и спрятать книги от детей. Или - всем миром, выкинуть кухонные ножи…опасно ведь, никогда не получится на 100% быть уверенным - что не порежешься;)