AI в диджействе

Искусственный интеллект по сфере своего использования такой же, как естественный: он может применяться везде. В том числе и в диджействе. Технология NeuralMix в приложении DjayProAI для iOS (https://www.algoriddim.com/djay-ios) получила месяц назад апдейт (https://www.youtube.com/watch?v=yP5cavP4eWchttps://www.algoriddim.com/djay-ios/releasenotes): раньше она могла разделить трек на вокал, перкуссию и всё остальное, а теперь может разделить на вокал, перкуссию, бас и всё остальное. И миксовать можно не трек целиком, а отдельно каждую из четырёх частей трека. И, конечно, там ещё много чего другого, вроде автоматизации в определении границ сэмплов при нарезке трека.

В диджействе всё меняется стремительно. Например, вот так любители баса сейчас играют современный jungle на древней аппаратуре -- https://www.youtube.com/watch?v=0Gpi17smxo8 (я слушал это всё вживую на тусовке https://vk.com/wall-204812426_3, там была ровно вот такая игра, плюс бас-гитара и живая читка от MC). На видео -- грувбокс AKAI MPC1000 (MPC -- music production center), выпуск 2005 года, давно снят с производства. Играть на таком -- это как ездить на автомобиле начала прошлого века (вот таймлайн https://www.millennialmind.co/the-historical-timeline-of-the-akai-mpc/). Вот тут объясняется про современный агрегат AKAI MPC One: https://www.youtube.com/watch?v=J_4CHuFFfdE, вот как на нём играют: https://www.youtube.com/watch?v=7czGYmaZcUs, вот как делают на таком LoFi: https://www.youtube.com/watch?v=t_JtH5V6T0M (там есть хороший момент, как делают тёплый ламповый звук старинных сэмплеров, крутя ручки на сэмплере современном).

Конечно, ещё нужна дека, современные деки тоже ой-ой какие, налетай: https://www.allfordj.ru/store/cd_usb_proigryvateli/denon_sc6000m_prime/https://www.allfordj.ru/store/cd_usb_proigryvateli/pioneer_cdj_3000/. Доступно всё и ещё чуть-чуть, только плати.

Вместо музыкальных школ теперь заканчивают диджейские школы. У меня несколько знакомых танцоров, которые закончили такие школы за последнюю пару лет: если начинаешь танцевать, то почему-то тянет подиджеить, а потом тянет это сделать профессионально. Меня не тянет. У меня уже высшее (факультет общественных профессий РГУ, выпуск 1980 года) диджейское образование, специальность "руководитель дискотеки". Я сам себе этот диплом выписал, ибо организовал в университете выпуск диджеев я, и я же там и преподавал. Первую свою дискотеку провёл в марте 1977 года, в клубе РГУ. Конечно, диджейство в те времена было абсолютно другим, тогда даже не очень заморачивались качественным сведением. Возвращаться в диджейство я не хочу: диджейский труд на приличном уровне такой же времязатратный, как и любой другой. Целыми днями отслушиваешь, тренируешься, готовишься. Даже на любительском уровне это требует практически всего свободного времени. Я уж лучше танцами буду вечерами заниматься, для здоровья это много полезней.

Но мне просто интересно, как искусственный интеллект сейчас взорвёт диджейскую профессию. Одной кнопкой за одну секунду можно будет делать то, что раньше делалось полдня. А чем тогда гордиться? А ровно вот тем же: брать самую старинную аппаратуру типа AKAI MPC 1000 и показывать своё мастерство владения старьём. Или брать виниловую деку и показывать сведение на виниле, гордясь отсутствием помощи со стороны электроники. Для человечества это нормально: люди до сих пор гордятся, что бегают без велосипедов и автомобилей, на скорость, просто ногами: достижения человека-обезьяны ценятся ведь больше, чем достижения человека-киборга! Но это цирк, нужно чётко осознавать. Да, искусство, но цирковое.

А искусство нецирковое, современного человека? Оно делается без особых затрат на овладение мастерством: нажатием на кнопку, вызывающую AI-программу в компьютере. Впрочем, с компьютером сегодня можно и просто голосом поговорить, нажимать на кнопки даже не нужно. И жесты компьютер поймёт. И в лицо узнает. Неинтересно, не трудно, не тепло-лампово. Означает ли это конец искусства? Нет, не означает. Для суперпрофи найдётся трудность в чём-то другом. А текущий уровень будут показывать широкие народные массы. Раньше в музыкальных школах учились общему фортепиано, а сейчас по факту вместо музыкальной школы оказывается диджейская школа: все ноты уже сыграны, они уже готовы (а что ещё не готово, то AI сыграет), дальше просто используем эти ноты. Впрочем AI их тоже сможет использовать. Но помним про цирк: фишка в том, чтобы показать мастерство обезьяны, результат с использованием компьютера никому не нужен. Нужен цирк, "живая игра", демо-видео в ютьюбе.

Эта цирко-музыка будет вечной, и у неё не кончатся батарейки.

А без человека что можно делать? Да всё, стоит только захотеть! Вот, например, майское исследование: синтезатор барабанных "лупов" по интуитивным музыкальным параметрам, https://arxiv.org/abs/2105.10371. Вот видеопрезентация на конференции: https://www.youtube.com/watch?v=PO-EjgaDg6o. Учили нейросеть на наборе данных из 8226 лупов, взятых "из интернетов". Вот образцы сгенерированных "нечеловеческих" лупов: https://aframires.github.io/drum-loop-synthesis/, перенос стиля тут "перенос тембра". Вот программный код для нейросетки: https://github.com/aframires/drum-loop-synthesis. Вот образцы музыки: Это всё делала университетская команда из Барселоны. Ни музыкантов, ни инструментов, ничего. Звучит пока ужасно, но уже понятно, что года через три всё будет неотличимо от человеческой работы (с учётом того, что люди и сегодня не на акустических барабанах всё это давно играют). Тёплый ламповый искусственный звук без примесей холодного человеческого влияния. Аватар диджея вам тоже покажут, от настоящего человека не отличите, над этим ведь тоже работают. Хочется чего-то нового, чего не было в обучающей выборке? Вот и эта проблема тоже уже не проблема -- тут рассказывают, как это делать, тоже дают исходный код: https://arxiv.org/abs/2011.13062. Всё быстро, много быстрей, чем семь лет учиться играть в музыкальной школе или год в школе диджея. И, конечно, вся эта музыка будет дешевле грибов. Впрочем, она уже и сегодня не слишком дорогая.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10221186465425275

Источник: https://ailev.livejournal.com/1571004.html