Т-люди: глубокие прикладники, но с широким кругозором

Концепция T-людей (T-shaped persons, часто T-shaped skills) существует ещё с 80-х, когда МакКинси использовала её для набора и развития своих консультантов[1]. Вертикальная чёрточка в T обозначает мастерство в какой-то прикладной практике, а горизонтальная чёрточка обозначает, способность сотрудничать по широкому спектру дисциплин, и умение применить свои глубокие «вертикальные» знания и умения в смежных дисциплинах.

Концепция Т-людей стала популярна, и породила множество образовательных проектов, например, в 2012 году проект NEF (New Engineering Foundation Великобритании) так и названный: Т-образное обучение (T-shaped Learning)[2]. В этом проекте предлагалось сделать NEF Т-образного технаря (Technologist не «технолог», он именно «технарь»). Такой Т-образный технарь заявлялся как новый тип человека, получаемый путём нового типа обучения, T-образного обучения. Проект NEF должен был организовать выпуск T-образных технарей. Вот так это представлялось картинкой:

  • Вертикальная палочка для Т: техническое/прикладное знание и опыт — по большей части специфичные для технической дисциплины, определяются отраслью или экосистемой. Они включают know-how (практическое мастерство), но также и know-why (которую авторы концепции определяли как знания из набора теоретических предметов STEM[3], то есть физику, математику, информатику и т.п.). Это специальные знания и умения, нужные для конкретного прикладного мастерства. Если речь идёт о ракетостроении, то это знания инженерии орбитальных систем, радиационной защиты космических кораблей, и т.д.
  • применимые повсеместно (transferable, «переносимые» из проекта в проект, не зависящие от типа проекта) профессиональные знания, навыки и умения/skills. Сюда входят навыки и умения из сферы организационных отношений, а также навыки и умения по передаче знаний из исследований в разработку (knowledge transfer) плюс навыки и умения в инновациях (инновации понимаются как доведение результатов исследований не только до разработки, но и до успешных на рынке продуктов).
  • применимые повсеместно личные (personal) качества характера — включая готовность принять риск в ходе занятия предпринимательством и проявления инженерной инициативы («агентность», готовность что-то предпринять, заняться чем-то нетривиальным), общие характеристики поведения в коллективе и отношения к делу (собранность), причем эти характеристики многим людям кажутся весьма туманными, но «умная голова дураку дадена» говорится как раз для не слишком точного указания именно на эти характеристики.

Вместе эти три части T-человека, получаемые в ходе обучения технаря, должны давать людей, которые добиваются результативности в своих карьерах. T-люди отличаются от «просто людей» прежде всего тем, что они могут работать в условиях нечётко определённых границ дисциплин и отсутствия требуемого для нового дела опыта: они могут разобраться в сложной проектной ситуации, им для этого хватает знаний по организации командной работы (чтобы понимать происходящее), у них есть какой-то «калибр личности», чтобы быть собранными, а не инфантильными и невнимательными, проявлять разумную инициативу, быть честными и работоспособными, а ещё хватает собственно технической экспертизы (например, знания математики для тех или иных специфических инженерных, менеджерских или предпринимательских расчётов).

Применимые повсеместно (transferable) навыки оказываются не такими уж простыми. Скажем, требуемые навыки и умения в инновациях могут показаться просто указанием на способность придумать что-то новое. Но нет, термин «инновация» прямо указывает на то, что требуется сложный навык и умение не только придумать новый продукт и угадать в нём потребность (предпринимательская гипотеза), но и доводить продукт до рыночного успеха. Нет успешного выхода на рынок — это не инновация, это просто «идея»! Это ведь особое умение, доводить даже понятно как реализуемую идею до её воплощения в реальности.

Элон Маск говорил, что создать прототип автомобиля, то есть получить результат разработки — легко, а вот наладить массовое производство, чтобы иметь успех на рынке — вот это трудно. Прототип электромобиля — это ещё не «инновация», это только «идея». Завод по производству автомобиля устроен много сложней, чем сам автомобиль! И сложней, чем конструкторское бюро, где делается автомобиль. Инновация будет тогда, когда прототип дойдёт до рыночной продажи, то есть удастся найти (или даже разработать, а потом и построить!) завод, который будет серийно производить эти электромобили.

Т-технарь должен иметь навыки и умения работать в инновационных проектах, которые включают в себя не только исследования и разработки, но и производство, и маркетинг, без которых нельзя говорить об успехе на рынке, то есть об инновации. Можно образно сказать, что «от T-технаря требуется знание, что булки не на деревьях растут», но это будет слишком упрощённое понимание. По факту нужно дать понимание того, как в общем виде работает современное производство: как проводятся исследования, появляется идея продукта, как продукт разрабатывается, как затем налаживается выпуск продукта. Если речь идёт о сервисе, то ничего особо не меняется, но и тут нужно научить T-технаря думать похожим образом и о продуктах, и о сервисах! А потом T-технаря нужно научить не только думать, быть «аналитиком», но и продуктивно участвовать в реальном деле, быть «синтетиком». Т-технарь не просто очень умный зритель, «всё понимающий, ничего не предпринимающий», он активный участник изменения мира!

Т-технари умеют не только вписываться в проект и проявлять там инициативу (применимые повсеместно, переносимые умения), они ещё имеют техническое знание и опыт для конкретной технической работы в проекте, показывают своё прикладное мастерство. Если речь идёт о езде на велосипеде, то они не только вызовутся отвезти ребёнка в дождь на багажнике (личные качества) и разберутся, где и кто в этой организации выдаёт велосипеды (применимые повсеместно профессиональные навыки), но и реально смогут безопасно проехать ночью в дождь по грунтовой дороге и довезти ребёнка безопасно (прикладное/техническое мастерство).

Такие же идеи есть про Т-менеджеров, которые глубоко знают прикладные практики менеджера (операционный менеджмент, финансовый контроллинг, организационное развитие и лидерство и т.д. — прикладное мастерство), но ещё и понимают, что делают в проекте разные люди (применимые повсеместно навыки и умения), а также обладают непревзойдёнными личными качествами, собраны и вдобавок честны. И это позволяет Т-менеджерам быть «номенклатурой», то есть быть применимыми в самых разных сферах деятельности, ибо менеджмент в его прикладной части оказывается менее разнообразным, чем инженерия.

Т-предприниматели иногда известны, как серийные предприниматели. Тот же Элон Маск организовывал предприятия и финансовой индустрии (PayPal), и космической промышленности вперемешку с интернет-провайдерством (SpaceX и его проект спутникового интернета StarLink), производства автомобилей (Tesla), нейроинтерфейсов (NeuraLink), прокладки транспортных туннелей (Boring Company), и это даже не полный список!

Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2021».