Изучая главу 6 "Ролевое мастерство", я задумалась: у современного человека есть необходимость играть в своей жизни не одну роль. Роль - это некая модель поведения, которой следует исполнитель роли, исходя из многих факторов: возрасту, должности, полу, положению в семье и т.д. Человек может принимать на себя роли начальника или подчиненного, дедушки или отца, взрослого или ребенка, деятеля или потребителя, и т.д. Для каждой роли существуют набор правил и требований, которые в той или иной мере отвечают ожиданиям окружающих.
Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Окружающие зачастую ожидают от человека определенного поведения, соответствующего образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и отклонение от образца осуждается окружающими.
Когда человек выполняет сразу несколько ролей, вполне вероятно для этих ролей могут быть присущи противоположные требования, т.е. возможно возникновение ролевого конфликта. Например, женщина, выполняя две роли - педагога и матери, замечает недостатки в характере своего ребенка или не может наладить с ним контакт. Как педагог, она может усилить дисциплину, но как мать, она может выбрать более мягкий, но не менее эффективный подход к ребенку и способствовать развитию в его характере положительных черт. Например, попробовать построить доверительные отношения, а не общаться свысока, явно демонстрируя своё превосходство (думаю, с идиомами и коронными фразами всех учителей советской закалки типа: «Если ты такой умный, встань на мое место и проведи урок» знакомы многие). На мой взгляд, в таком случае женщина должна отдавать себе отчет в том, что сейчас она не в школе, и общается не с классом, где она играет роль педагога, для которого способ заставить себя уважать равен способу заставить бояться, а с собственным ребенком. То есть, необходимо войти в роль матери.
Способность принимать себя в какой-либо роли, на мой взгляд, является одним из ключевых показателей качественного выполнения роли. Оценивая свое поведение и его соответствие роли, человек может изменить и скорректировать своё поведение в будущем.
Рассматривая процесс вхождения в роль, я замечаю, что у разных людей он протекает по-разному: кому-то важна благоприятная обстановка вокруг, которая способствовала бы скорейшей адаптации человека под новую роль и повышению его активности, кто-то привык использовать экзокортекс в качестве триггера для вхождения в роль.
Думаю, можно сделать вывод, что если поведение человека соответствует роли и ожиданиям окружающих от этой роли, то с большей вероятностью возникает успешный и комфортный процесс общения. Осознавая наличие роли, зная особенности процесса принятия на себя роли, а также характеристики, присущие ролям, которые выполняет человек, он сможет корректировать свое поведение, увеличивая качество и продуктивность действий.