Осознание себя в роли

Изучая главу 6 "Ролевое мастерство", я задумалась: у современного человека есть необходимость играть в своей жизни не одну роль. Роль - это некая модель поведения, которой следует исполнитель роли, исходя из многих факторов: возрасту, должности, полу, положению в семье и т.д. Человек может принимать на себя роли начальника или подчиненного, дедушки или отца, взрослого или ребенка, деятеля или потребителя, и т.д. Для каждой роли существуют набор правил и требований, которые в той или иной мере отвечают ожиданиям окружающих.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Окружающие зачастую ожидают от человека определенного поведения, соответствующего образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и отклонение от образца осуждается окружающими.

Когда человек выполняет сразу несколько ролей, вполне вероятно для этих ролей могут быть присущи противоположные требования, т.е. возможно возникновение ролевого конфликта. Например, женщина, выполняя две роли - педагога и матери, замечает недостатки в характере своего ребенка или не может наладить с ним контакт. Как педагог, она может усилить дисциплину, но как мать, она может выбрать более мягкий, но не менее эффективный подход к ребенку и способствовать развитию в его характере положительных черт. Например, попробовать построить доверительные отношения, а не общаться свысока, явно демонстрируя своё превосходство (думаю, с идиомами и коронными фразами всех учителей советской закалки типа: «Если ты такой умный, встань на мое место и проведи урок» знакомы многие). На мой взгляд, в таком случае женщина должна отдавать себе отчет в том, что сейчас она не в школе, и общается не с классом, где она играет роль педагога, для которого способ заставить себя уважать равен способу заставить бояться, а с собственным ребенком. То есть, необходимо войти в роль матери.

Способность принимать себя в какой-либо роли, на мой взгляд, является одним из ключевых показателей качественного выполнения роли. Оценивая свое поведение и его соответствие роли, человек может изменить и скорректировать своё поведение в будущем.

Рассматривая процесс вхождения в роль, я замечаю, что у разных людей он протекает по-разному: кому-то важна благоприятная обстановка вокруг, которая способствовала бы скорейшей адаптации человека под новую роль и повышению его активности, кто-то привык использовать экзокортекс в качестве триггера для вхождения в роль.

Думаю, можно сделать вывод, что если поведение человека соответствует роли и ожиданиям окружающих от этой роли, то с большей вероятностью возникает успешный и комфортный процесс общения. Осознавая наличие роли, зная особенности процесса принятия на себя роли, а также характеристики, присущие ролям, которые выполняет человек, он сможет корректировать свое поведение, увеличивая качество и продуктивность действий.

1 лайк

Валерия, спасибо за пост!
Отлично, что отметили и описали варианты ролевого конфликта. Действительно, свои роли придется как-то взаимоувязывать, и зачастую это будет тяжело. И хорошо бы понимать, какие роли исполняются и в чем ролевой конфликт – тогда удастся сразу навести внимание на конфликт и разобраться с ним за счет того, что понимаете, что происходит и как починить.

К сожалению, с ролями не совсем верно.
Роль характеризуется только и только содержанием деятельности (практиками). Какие практики выполняете, такую роль и играете в этот момент времени / на более высоком уровне внимания.
Но это ни в коем случае не должности, звания или тому подобное.
Подчиненный и начальник связаны отношениями иерархии на работе, это про должности, кто чьим временем распоряжается, кто кому подчиняется. Но практики могут исполняться людьми-в-должностях одинаковые. Например, если начальник спрашивает про сроки выполнения работ, то он играет роль операционного менеджера. Подчиненный отвечает ему на вопрос, показывает отчет, план-график, рассказывает о нехватке ресурсов (инженеров, например) и тп – тоже играет роль операционного менеджера. А если подчиненный начинает рассказывать, что Вася Пупкин отказывается исполнять роль, например, маркетолога, несмотря на уговоры, и жалуется, что не может его заставить или уговорить – то подчиненный, вообще говоря, в роли лидера в этот момент находится.
Взрослый и ребенок – тут можно, пожалуй, сказать об иерархии по возрасту, если речь о семье. Аналогично вообще никакого отношения к ролям не имеет. И ребенок, и взрослый могут исполнять роль “повара”, к примеру (но взрослый при этом еще может исполнять параллельно роль “учителя” или “контролера” – учить готовить или контролировать, чтобы ребенок соблюдал технику безопасности и делал “по рецепту”). Смотрите на то, что человек делает и говорит в физическом мире, и выделяете роль.