Научные картины мира научны не в строгом смысле

Этот пост — часть домашнего задания к первой неделе курса «Системное саморазвитие»

Среди вопросов для повторения к первой главе есть такой: «Чем отличаются научные теории и ненаучные картины мира?». Ответ, который даёт учебник: научные выдерживают проверку научным методом.

Проверка научным методом в конечном счёте сводится к требованиям верифицируемости, воспроизводимости экспериментов и большей (по сравнению с ненаучными) предсказательной силе теорий.

Проблема в том, что этим критериям плохо соответствуют дисциплины, работающие с объектами идеального (нематериального) мира: сознанием, психикой, ценностями. Тем не менее, эти дисциплины или их практические приложения встроены в интеллект-стек и предлагаются для освоения. Например, в списке современных методологических трансдисциплин есть этика, а для развития собранности применяются методики, основанные на психологических теориях.

Этика занимается логическими выводами из ценностей, которые субъективны и иррациональны. И хотя логичность выводов можно проверить, непонятно, как здесь с эмпирической проверкой утверждений и предсказательной силой.

Психологические модели в большинстве случаев умозрительны (психоанализ, например), поэтому неверифицируемы. Нельзя вскрыть череп и увидеть там эго, воспоминания, сознание и подсознание. Также многие знаменитые психологические эксперименты имеют большие проблемы с воспроизводимостью. Предсказательная способность практик психологии сравнима с эзотерическими и религиозными: что те, что другие помогают с некоторой вероятностью почувствовать себя лучше.

Хочется как-то расширить рамки, чтобы туда влезли нужные нам дисциплины.

Ориентироваться на мнение учёных полезно, но не всегда. Академическое сообщество — не монолит. Разные теории могут признаваться одними учеными и не признаваться другими. Существуют маргинальные теории, не признанные мейнстримом науки, но которые, тем не менее, лучше описывают объекты изучения, и, скорее всего, в будущем займут место мейнстримных. Есть дисциплины, которые сложно назвать науками, но тем не менее они ими считаются, преподаются в университетах, и по ним пишутся научные работы.

На научное сообщество так же как и на обычного человека влияет «социальное окружение» в виде текущей политической и культурной повестки. Учёные не совсем свободны в выборе объектов исследований: науку финансируют государства и бизнес, они способны влиять на тему исследования и на то, как интерпретируются результаты.

Какое отношение к ковиду и вакцинации, глобальному потеплению или гендерным квотам является научным? И с той и с другой стороны есть научные публикации и мнения авторитетных учёных. Просто кого-то из них поддерживают правительства и научное сообщество, а кого-то — нет.

Определяя научность теории по тому, насколько эффективны для жизни основанные на ней практики, мы смешиваем понятия «хороший» и «научный». Научная картина мира не обязательно хорошая, ненаучная — не обязательно плохая. В книге научное нигде прямо не приравнивается к хорошему.

Кажется, нужно сделать рамки нестрогими и интуитивными, основанным на «чувстве научности». Научные теории должны располагаться в воображаемом пространстве ближе друг к другу и дальше от ненаучных. Действительно, чаще всего научная дисциплина тесно связана со смежными дисциплинами: имеет с ними общие понятия и инструментарий, общие трансцисциплины (либо сама является трансдисциплиной). То есть научная теория должна быть более-менее встроена в тело науки, не быть совсем оторванной от неё.

Тогда утверждение о том, что научные теории выдерживают проверку научным методом, нужно воспринимать полуинтуитивно, считая, что оно лежит где-то между серединой и правым краем спектра формальности.

Спасибо за пост!
Отличное рассуждение получилось.
В книге ни прямо, ни косвенно научные картины мира не приравнены к хорошим, потому что мы так не говорим) исключительно о том, что научные картины мира, скорее всего, чуть чаще будут давать объяснения и предсказания более точные, поэтому стоит использовать их, если есть возможность. Но не означает, что ненаучные всегда будут плохи.

Про изменяемость теорий, признанных научными: мы говорим сейчас о том, что мир таки динамически меняется, и таки да, какие-то теории из маргинальных станут мейнстримом (как произошло с теорией пластичности мозга), какие-то опровергнутся и тп. Обычное дело)

По поводу психологии, этики и тп: ну вот как раз к настоящему моменту человечество накопило достаточно знаний, чтобы слегка упорядочить эти дисциплины и сделать их более соответствующими научному методу. Теории вроде стандартной модели сознания Грациано как раз говорят о том, как механистически смоделировать “субъективный опыт изнутри”. Примерно тем же пыталось заниматься (и довольно успешно) НЛП до того, как ушло не в ту сторону. На курсе сисфита добиваемся ощущений в теле студента: передаем объяснения и протоколы, когда студент понимает и выполняет протокол, внезапно у него появляется расслабление, после чего он выпрямляется, идет ровнее, ноты начинает доставать и тп. И это на потоке работает. Уилбер тоже точно так же свое “озарение” моделировал и передавал.
Так что вопрос в том, чтобы концептуализировать эти дисциплины получше, а потом бросить в бой и проверять. Вполне предполагаю, что результат окажется неплох)

Анна, спасибо за комментарий!

На счёт психологии уверен, что так и будет, и результат действительно будет неплох: чувствуется, что вот-вот она должна переродиться во что-то более стройное, упорядоченное и формализованное. Возможно, даже возникнет новая дисциплина с другим названием, как во многом на основе алхимии появилась современная химия)

Современное состояние по уровню научности как раз напоминает алхимию: замечаем какие-то закономерности, формулируем принципы, кое-что умеем менять, но не вполне понимаем, как всё устроено на самом деле и не на что опереться, нет единой фундаментальной теоретической модели.

А Moral Machine не может считаться эмпирической проверкой этики?

Если я правильно понял, речь о сайте, который проверяет, как люди решают моральные дилеммы. Это можно было бы считать эмпирической проверкой этики, если бы 100% населения Земли зашли туда и дали одинаковые ответы на все вопросы. И этот эксперимент воспроизводился бы сколько угодно раз.

Да, о нём.
Он не то, что проверяет. Правильные ответы же не известны. Он просто накапливает ответы. Но результаты уже сняли и опубликовали, так что сайт видимо теперь только для развлечения остался.

100% одинаковые ответы не должны быть, в любых эмпирических исследованиях есть погрешности.

Этика занимается логическими выводами из ценностей, которые субъективны и иррациональны
Если ценности субъективны - то почему результаты эксперимента должны быть одинаковыми? Незачем 100% опрашивать, чтобы сказать, что гипотеза об универсальной этике фальсифицирована.

Результаты там были такими: 3 универсальных предпочтения смогли выделить.
Но остальное различается между культурами. Так что получается, что этика в большей части это результат социального научения.
(Но и то, что выделили универсальное, “предпочтение людей перед животными” - тоже не факт, что не следствие научения гуманизму)

В общем, мой исходный посыл был такой: модели с достаточно хорошей предсказательной силой в этике есть.
Правда, объяснений эти модели не дают, это да.

1 лайк