Собранность, мыслительное и прикладное мастерство

Мастерство собранности

По поводу собранности говорил Сенека в своем известном изречении: «Сильнее всех тот, кто владеет собою»[1]Человек сложное существо, которое может «свернуть горы», но при этом не способен систематически заправлять постель и поддерживать порядок на рабочем столе. Умные и толковые ребята не могут закончить вуз, а посредственные изначально абитуриенты заканчивают с красным дипломом. Один художник выдает единственное блестящее произведение за всю жизнь, а другой штампует шедевры как на конвейере. Как такое получается? Ответ кроется в совокупности способностей человека, которое можно назвать одним словом – мастерство собранности.

Мастерство собранности – это ментальная и телесная готовность к действию[2]. Содержание и время действия определяется мыслительным и прикладным мастерством. Собранность формирует способность человека стать исполнителем роли, то есть человек должен владеть собой или уметь собрать себя в кучку в нужный момент, чтобы совершить определенное действие. И раз уж это мастерство, а не просто знания-умения-навыки, то оно демонстрируется в любых самых неблагоприятных условиях. Собранный человек в нужный момент будет готов качественно и с желанием исполнить требуемую роль в любых жизненных условиях, и будет способен исполнять эту роль в течение нужного времени, а хоть и на протяжении всей жизни.

Ментальная и телесная готовность к действию – база для работы интеллекта и исполнения прикладных ролей. Данная готовность человека к действию подразумевает способности управлять своим вниманием и эмоциями, владение базовыми практиками жизнедеятельности и развитое тело. Собранность дает уверенность и душевное спокойствие даже в самых сложных и опасных ситуациях. Собранный человек обращает внимание не внутрь себя, а на окружение и старается своим вниманием определить малейшую возможность для действий[3].

Определенные способности человека воспринимать и реагировать на происходящее в мире, вероятно, передаются по наследству, а далее они развиваются с самого начала познавания мира человеком. Собранность определяется психикой человека, телесным развитием и другими способностями человека, которые ответственны за обучение и саморазвитие. Без собранности невозможно учиться абстрактному знанию[4]. И поскольку сложные теории и методы необходимо изучать всю жизнь, то собранность – это базовая функция бесконечно-развивающего деятеля.

Как демонстрируется собранность по жизни на разных временных промежутках? Это психически и физически подготовленный человек, чтобы делать определенные действия. Само действие совершается исходя из знаний прикладной практики. Но вот собрать себя в кучку в нужный момент и настроиться на действия позволяет мастерство собранности. Для спортсмена, военного, ученого или менеджера необходимо одинаково высокое мастерство собранности. Плохая собранность препятствует развитию даже интеллектуально одаренному гению[5].

Как формируется собранность? Нужно знать теорию/дисциплину и постоянно практиковаться. Чтобы развить части мозга и тела, отвечающие за мастерство собранности необходимо освоение следующих дисциплин и постановка практик:

  • Психопрактики (управление вниманием, устранение отвлекающих внешних и внутренних факторов):
    • практики внимания и осознанность на 4 уровнях;
    • сила воли (для поднадзорности и самоконтроля, и чтобы не тратить неэффективно энергию);
    • практики работы с неудовлетворенностями (вывод их наружу и называние, например, фокусинг);
    • практики работы с эмоциями и внутренними проявлениями (чтобы они не отвлекали, но помогали);
    • киберпсихика и экзокортекс (использование технических средств, компьютеров и смартфонов – личная цифровая трансформация);
  • Телесные практики:
    • практики физической формы для действий в моменте по роли;
    • практики получения удовольствия;
    • практики продления жизни;
  • Базовые практики бесконечно-развивающего деятеля:
    • потребления информации: систематическое чтение, формирование своего окружения, заметки, …;
    • размышления: мышление письмом, проговаривание, …;
    • личное стратегирование: возможности, прагматизм для выбора целей, личные финансы, … );
    • планирование и организация деятельности: тайм-менеджмент, GTD, азы проектного управления, …;
    • реализация работ: прикладные практики; Помодоро, Deep Work, состояние потока, …
    • досуг и восстановление (продление жизни): цикл работа-досуг, смена «картинки», путешествия,
  • Базовый кругозор, в том числе знание моделей для бесконечного развития[6]:
    • Человек-платформа;
    • Стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля;
    • модели обучения и личной мотивации;
    • что такое счастье, успех, бесконечное развитие с точки зрения системного мышления;
    • ….

Собранность особо проявляется при работе со сложностью. Когда результат труда/обучения значительно удален от времени действия или, когда невозможно получать положительные подкрепления из внешней среды, тогда необходимо иметь «внутренний стержень» или, как мы говорим, собранность. Речь идет не только о рабочих проектах, но и об обучении сложным дисциплинам и трансдисциплинам. Имея мастерство собранности, человек с большей вероятностью освоит сложные методологические дисциплины[7]. Базовый кругозор собранности дает ясные цели бесконечного развития и помогает ставить промежуточные цели, планировать и быть готовым доводить планы до логического конца.

Упущенное время на строительство первого уровня платформы в детстве сложно компенсировать во взрослой жизни. Более того, со временем человек теряет некоторые способности собранности: становится менее выдержанным, не может подолгу удерживать внимание[8] и утрачивает физическую форму. Без собранности невозможно освоить новые и непростые трансдисциплины мыслительного мастерства и прикладные практики. Именно поэтому многимвзрослым потребуется заново осваивать роль ученика.Мыслительное мастерство

Понятие "мыслительное мастерство" вводится в рассмотрение, чтобы определить, как действует человек, когда он сталкивается с новыми для себя проблемами и как он находит решения[9]. Когда человек занимается повседневной работой, то работают автоматизмы его прикладных умений. Но когда, например, пианист[10] начинает разбираться в финансах, то он вряд ли сможет воспользоваться своими прикладными знаниями. В модели жизненного мастерства считаем, что когда человек сталкивается с новой для себя задачей или с изучением нового, то у него задействуется интеллект. Именно интеллект – это та функциональная часть мозга, которая отвечает за то, чтобы человек смог решить новые сложные задачи или освоить новое знание (в том числе прикладное мастерство)[11].

Каждый человек обладает мыслительным мастерством, и именно оно является способностью осваивать новые профессии, получать новые знания и, в целом, работать со сложностью мира. Человек с более развитым мыслительным мастерством более вероятно найдет решение в новой ситуации, чем человек не обладающий хорошо развитым интеллектом. Обучаясь конкретной профессии человек, так или иначе развивает параллельно мыслительное мастерство[12]. Однако мыслительное мастерство токаря, пианиста и физика рассчитано на определенный класс прикладных проблем. И если они дополнительно не развивают свое мыслительное мастерство, то не смогут быстро дообучаться и решать другие классы задач[13].

Мыслительное мастерство эффективнее всего развивается за счет изучения трансдисциплин[14]. Чтобы разбираться в прикладных практиках и дисциплинах нужно что-то более масштабное. И именно трансдисциплины, стоящие над дисциплинами, способствуют развитию интеллекта. Изучение сложных трансдисциплин быстрее и качественнее развивает мыслительное мастерство. Это делается за счет осознанного обучения трансдисциплинам и применения прикладных практик в реальных проектах, то есть развитие интеллекта эффективнее происходит в реальной жизни, когда есть что терять («шкура на кону»). В то же время личный опыт, полученный без осознанного изучения трансдисциплин, будет сложно переноситься на решение других классов задач. 

По сути ответ на вопрос "чему учиться" звучит так: в первую очередь, необходимо учиться современным трансдисциплинам, а далее уже прикладным дисциплинам. Учиться трансдисциплинам необходимо всем, кто хочет быть деятелем.

Каким трансдисциплинам необходимо учиться? До сих пор стандартом трансдисциплин считается – STEM (наука, технологии, инженерия и математика). Однако, фундаментальные знания STEM хорошо работали на скоростях жизни прошлого века. Чтобы сегодня комфортно (без лишнего стресса) поспевать за ритмом жизни и работы, необходимо пересмотреть список sota-трансдисциплин. Школа системного менеджмента считает, что вместо устаревшего STEM необходимо освоение следующих трансдисциплин и практик:

  • Практики ролевого мастерства и дисциплины деятельностного кругозора:
    • практики выявление и выбор ролей, вход и выход из роли, самоконтроль или ролевая осознанность, …;
    • системное предпринимательство;
    • системная инженерия;
    • системный менеджмент;
    • системный мультиданс[15] и т.п.;
  • Трансдисциплины методологического мастерства:
    • онтологика и коммуникации;
    • научное мышление;
    • вычислительное мышление;
    • системное мышление;
    • праксеология (экономика);
    • этика;

Ролевое мастерство (включающее деятельностный кругозор) и методологическое мастерство в совокупности дает мыслительное мастерство.

Развитие мыслительного мастерства происходит не только теоретическим путем. Обязательно требуется реализация реальных проектов. Но в этих проектах мыслительное мастерство определяет необходимые прикладные практики, связывает их между собой, а также ответственно за нарезку проблем на части, которые могут быть потом решены соответствующими прикладными практиками.Прикладное мастерство

С общественной точки зрения интеллект и производимое им мыслительное мастерство каждого конкретного человека – это его личная проблема. Покупателя, работодателя или государство интересуют прикладное мастерство или профессиональные навыки человека, которые позволяют сделать что-то осязаемое (рабочий продукт) в реальном мире. Работодателя интересует итоговый результат, и не интересуют промежуточные стадии размышлений, за которые отвечает интеллект. Запросы работодателя и государства так или иначе удовлетворит какой-то человек, у которого будет достаточный интеллект для освоения прикладного мастерства и создания нужного рабочего продукта. Работодатель платит деньги, и поэтому имеет право выбирать. Но на уровне отдельного человека может быть трагедия, если у него недостаточно интеллекта, чтобы быстрее и качественнее остальных освоить востребованную профессию (прикладную практику).

Чтобы создавать необходимые рабочие продукты человеку необходимо освоить соответствующие прикладные практики. Например, чтобы стать пловцом кролем нужно освоить прикладную практику кроля, а чтобы стать бухгалтером нужно освоить практику бухгалтерского учета. Конечно, когда мы говорим, что учимся плавать кролем или изучаем бухучет, то неявно упускаем из виду, что в этом обучении присутствует мыслительное мастерство и собранность, без которых невозможно обучение прикладным дисциплинам. Поэтому, если вы не можете освоить какую-то востребованную прикладную практику, то вероятнее всего, проблема в уровне интеллекта и/или в собранности.

Прикладное мастерство необходимо, чтобы работать в проектной команде. Каждый член команды исполняет определённую проектную роль, которая ответственна за создание какого-то рабочего продукта. Например, вам нарезали фронт работ исходя из вашей роли. Вы должны доставить пиццу или сформировать список требований к ИТ-системе учета командировок. При выполнение данных работ вы будет применять свое прикладное мастерство. Именно по результатам применения прикладного мастерства вы получите оплату.

Как ставится прикладное мастерство? Прикладное мастерство ставится путем обучения профессиональной дисциплине и определенной технологии. Например, бухгалтер садится за учебники бухучета, и вычитывает там, что такое актив, пассив и т.д. Для этого у него должен быть достаточный интеллект, чтобы работать с абстракциями и разобраться в этой прикладной дисциплине. Системное мышление ему необязательно, но оно поможет не только быстрее овладеть бухучетом, но и сделать карьеру за счет широкой картины мира[16]. И второе – он должен нарабатывать опыт и применять соответствующие технологии для составления рабочих продуктов по этой дисциплине. С опытом человек приобретет профессиональную интуицию. Когда профессиональный бухгалтер меняет работу, например, ранее он работал в автомобильной промышленности, а потом пришел в строительство, то для него нет особой разницы с точки зрения рабочего продукта. Работать будет необходимо над тем же бухгалтерским балансом, но интеллект и выработанная профессиональная интуиция позволят ему быстрее сориентироваться в новой сфере.

_____

Понятия и модели: прикладное мастерство; мыслительное мастерство; мастерство собранности; практики и дисциплины собранности; трансдисциплины мыслительного мастерства; прикладные практики.

  • [1]  Владение своими мыслями, чувствами и телом.
  • [2]  Аналогия со спортсменом на низком старте, который полностью сосредоточен и готов к исполнению роли стайера.
  • [3]  То , что это возможность определяет интеллект, а действует человек посредством прикладного мастерства.
  • [4]  С детства ребенка учат собранности, в том числе дисциплине, порядку, ответственности, управлению эмоциями и т.п.
  • [5]  Возможно, что многим одаренным людям не удается добиться успеха в том числе по причине недостаточного мастерства собранности.
  • [6]  Данные модели о том, как становится деятелем и как саморазвиваться составляют основу данного курса.
  • [7]  Например, к методологическим дисциплинам можно отнести матанализ или системное мышление с онтологикой.
  • [8]  Особенно, в современном мире, когда телевизор и соцсети приучили человека к быстрой смене картинки.
  • [9]  Исключительно собранный человек без кругозора и этики может стать отменным орудием в руках манипуляторов. История знаем множество случаев дисциплинированных членов общества, готовых сделать все что угодно вождю.
  • [10]  И даже, если с финансами разбирается маркетолог, то вряд ли ему также хватит знаний маркетинга, чтобы разобраться в корпоративных финансах.
  • [11]  Разбираться с финансами пианисту или маркетологу поможет интеллект, от него же зависит насколько быстро человек сможет освоить финансовую дисциплину.
  • [12]  Поскольку человек сталкивается со сложностью и как-то качает интеллект.
  • [13]  Современному человеку приходится все чаще сталкиваться с новыми проблемами в работе и жизни. И именно мыслительное мастерство поможет увидеть в проблемах новые задачи, быстрее ориентироваться в новых лучших практиках и поможет быстрее их осваивать.
  • [14]  Конечно, менеджер постоянно решая новые сложные задачи тоже развивает интеллект, но дополнительное освоение современных трансдисциплин позволит ему решать эти же проблемы быстрее.
  • [15]  Одноименный курс в ШСМ ведут Ирина Парамонова и Антон Климов.
  • [16]  Что позволяет видеть другие интересы и уметь их учитывать в своей работе.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»