Изучать системы в окружении - вопрос жизни и смерти?

В главе про виды систем очень зацепила мысль: очень важно изучать системы в окружении, чтобы лучше понять целевую систему и потом расширить список целевых систем. Из этого выходит, что:

бизнес (подставляем др. варианты), который изучает системы в окружении, имеет больше шансов на выживание в будущем.

Тезис уже доказал свою успешность. Гугл, Амазон и Яндекс начинали с узкой ниши (поиск и продажа книг). Но глобальными гигантами они стали благодаря тому, что изучали системы в окружении + инвестировали в технологии и практики.

Кстати, похожие мысли есть у Вани Замесина в блоге - https://t.me/zamesin/1402
Если коротко - любой бизнес стремится занять видимую реальность собой, как спрут.

Стремление удовлетворять разные потребности клиента - более чем живучая стратегия. Здесь вижу 2 ярких преимущества:

  • когда рынок изменится, у такой компании больше шансов выжить. Бизнес, который делает ставку на узкую нишу - оправдан в краткосрочном взгляде, но суперрисковый в долгосрочном. Быть лучшим в создании "карет" хорошо, чтобы закрепиться на рынке и встать на ноги. Но когда появится очередной "генри форд", пить боржоми может уже поздно. Так получилось с Нокиа. Они молодцы, что выплыли за счет 5G вышек, но это снова узкая ниша, которая может вымереть. Короче, занимать узкую нишу в начале пути - естественно. Но если не смотреть на системы в окружении, в будущем бизнес окажется под угрозой.
  • чаще всего такие компании и становятся причиной трансформации рынков - благодаря мощным ресурсам и инвестициям в технологии и науку.

Пока не ответила на вопрос о минусах стратегии. Как минимум, одна из них - супер конкуренция и угроза малому бизнесу. А с другой стороны, гиганты вынуждают малый бизнес тщательнее изучать системы в окружении. А значит, нас ждет много интересных стартапов, предлагающих уникальные продукты. Есть и другой момент - решения гигантов могут стать помощником (например, маркетплейсом для покупки ваших товаров).

Что думаете?

Анастасия, спасибо за пост!
Действительно, вы правы – компании расширяют список целевых систем и создают портфолио продуктов/проектов.
Вытекать это может, как ни странно звучит, как раз из концепции гиперфокуса на узком сегменте. Сейчас довольно популярен тезис “ищите узкую нишу и удовлетворяйте как можно больше потребностей ее представителей/внешних проектных ролей”.
Например, компания может начать с выпуска гитар для рок-групп (ЦС). По мере развития видит, что у музыкантов рок-групп есть сложность – долго обучаются игре на их гитаре (хотя в итоге качество игры и лучше, к примеру). Тогда компания может добавить отдельную ЦС – мастерство гитариста, использующего нашу гитару. Тем самым она повысит количество продаваемых гитар, да еще и на обучении заработает.
Дальше она может решить, что хочет больше рок-групп – и создаст центр, который будет продюсировать начинающие группы. Это третья ЦС – раскрученная и успешно выступающая группа.
При этом она сохраняет фокус на рок-группах)

Ну а гиганты не зря ведь отдельные стартапы покупают, а не создают сами. Значит, самим просто взять и скопировать даже с их ресурсами сложно))) так что найдется место для каждого.

Нравится мысль: «любой бизнес стремится занять видимую реальность собой». Ключевое слово здесь — «видимую». Не видишь окружения — не понимаешь, куда расти: какую следующую целевую систему строить.