В главе про виды систем очень зацепила мысль: очень важно изучать системы в окружении, чтобы лучше понять целевую систему и потом расширить список целевых систем. Из этого выходит, что:
бизнес (подставляем др. варианты), который изучает системы в окружении, имеет больше шансов на выживание в будущем.
Тезис уже доказал свою успешность. Гугл, Амазон и Яндекс начинали с узкой ниши (поиск и продажа книг). Но глобальными гигантами они стали благодаря тому, что изучали системы в окружении + инвестировали в технологии и практики.
Кстати, похожие мысли есть у Вани Замесина в блоге - https://t.me/zamesin/1402
Если коротко - любой бизнес стремится занять видимую реальность собой, как спрут.
Стремление удовлетворять разные потребности клиента - более чем живучая стратегия. Здесь вижу 2 ярких преимущества:
- когда рынок изменится, у такой компании больше шансов выжить. Бизнес, который делает ставку на узкую нишу - оправдан в краткосрочном взгляде, но суперрисковый в долгосрочном. Быть лучшим в создании "карет" хорошо, чтобы закрепиться на рынке и встать на ноги. Но когда появится очередной "генри форд", пить боржоми может уже поздно. Так получилось с Нокиа. Они молодцы, что выплыли за счет 5G вышек, но это снова узкая ниша, которая может вымереть. Короче, занимать узкую нишу в начале пути - естественно. Но если не смотреть на системы в окружении, в будущем бизнес окажется под угрозой.
- чаще всего такие компании и становятся причиной трансформации рынков - благодаря мощным ресурсам и инвестициям в технологии и науку.
Пока не ответила на вопрос о минусах стратегии. Как минимум, одна из них - супер конкуренция и угроза малому бизнесу. А с другой стороны, гиганты вынуждают малый бизнес тщательнее изучать системы в окружении. А значит, нас ждет много интересных стартапов, предлагающих уникальные продукты. Есть и другой момент - решения гигантов могут стать помощником (например, маркетплейсом для покупки ваших товаров).
Что думаете?