Лытдыбр

Любимый пример закона Гены Лебедева -- это сажать всех женщин, которые не улыбаются на улице, в кутузку. В случае закона это да, перебор. Но в случае корпоративного регламента -- если вы не улыбаетесь, то кое-где вас уже не пустят в офис, а AI отследит выполнение регламента. Например, в Японии вас не пустят в офис Canon, если вы не улыбаетесь: https://www.theverge.com/2021/6/17/22538160/ai-camera-smile-recognition-office-workers-china-canon. Назвается это все IoB, internet of behavior, свежайший тренд -- хотя иногда это и называют surveillence, слежкой. Ну типа как если мы для блага потребителя за ним следим, так мы разведчики из IoB, а если за сотрудниками для блага компании, то следаки из корпоративной слежки, а если за сотрудниками для блага потребителя, то сами придумайте, как это называть! При этом каждая камера скоро получит функции IoB, ибо не передавать же весь видеопоток в офис! Вот тут предлагаются новые AI-видеочипы на 5нм проектных нормах для автономизации AI в 4K камерах, среди применений сразу указывают "выделить нужного человека в толпе", "выделить нужный автомобиль в потоке по его номерному знаку" без обращения к датацентру, но понятно, что этим не ограничится: https://venturebeat.com/2021/06/21/ambarella-unveils-two-new-ai-chip-families-for-4k-security-cameras/

Нашлось видео моего выступления в 2015 году про будущее САПР на конференции Autodesk, https://www.youtube.com/watch?v=dcvDUX4DONE, я там толстый-толстый хожу (танцами я займусь только в 2016 году). Впрочем, через месяц я сделал более полную двухчасовую версию этого доклада как "Будущее проектирования", вот: https://incose-ru.livejournal.com/53397.html. Эх, быстро времечко летит, уже шесть лет прошло!

Ритм и стиль: как только закончу переписывать ОдО, сделаю такт исследований на эту тему. Cadence и в бизнесе важная тема, стиль и во фрейморке McKinsey 7S на одном уровне с системным мышлением. Пока же отметим важную свежую работу по понятию стиля: https://arxiv.org/abs/2106.06561 (там ставится задача из селфи сделать аниме-картинку, но декларируется разнообразие стилей в аниме. Предлагается считать контентом положение объектов, а стилем -- как эти объекты выглядят. Скажем, в лице -- это глаза, волосы и тени от них, нос, губы. А как отделить объекты (скажем, глаз в целом) от объектов внутри стиля (скажем, зрачок и реснички)? Ну, если делать data augmentation (в работе речь идёт о картинках, так что выбраны random augmentations on the input images consist of random horizontal flip, rotation between (−20; 20), scaling (0:9; 1:1), translation (0:1; 0:1), shearing (0:15)), то стиль остаётся инвариантным во всех случаях, а контент меняется. Дальше выделяем "код стиля" и "код контента" -- и генерим для каждого контента элементы стиля на нужных местах, ибо код даёт места, где нужно использовать элементы стиля. Над этим, конечно, нужно думать, но идея контента, как не выживающего при искажениях, и стиля, который при всех искажениях выживает -- она интересна. Авторы замечают, что такое определение существенно зависит от выбранных искажений, так что разные искажения дают разные понятия стиля и контента на одном и том же материале. Но зато для данного контента существенно растёт разнообразие возможных стилей. Переход от селфи к другим классам объектов (скажем, танцевальные стили) тоже может быть нетривиальным, но лучше уж такая дебютная идея при размышлении о стилях, чем никакая.

Исследование https://iq.hse.ru/news/471163755.html показывает, что бакалавры (которые учатся в бакалавриате четыре года, а не пять лет как в специалитете) получают зарплату не меньше, чем специалисты. Болонская система рулит. Наша идея -- выдать в ШСМ полный "неучтённый государством" (то есть абсолютно другой по содержанию образования, без текущего предписываемого министерством балласта в учебной программе) бакалавриат за три года, при этом бить на усиление интеллекта, а не прикладные знания. Делаем людей умнее, причём быстро. К нам потихоньку начинают обращаться вузы, мы им предлагаем: трансдисциплинарные и кругозорные корешки наши, а прикладные вершки -- их. Разговор медленно, но идёт. И это, конечно, необязательное образование! Только для тех, кто хочет! Кстати, Дэвид Дойч пару дней назад вызвал бурный всплеск эмоций своим твитом https://twitter.com/DavidDeutschOxf/status/1406374921748496386, "All compulsory education, "tough" or not, "love" or not, in camps or not, and whether it "traumatises" or not, is a violation of human rights". Этот коммент Дойч выдал по поводу описания учебных программ выживания из так называемой Troubled Teen Industry, https://www.bbc.com/news/world-us-canada-57442175. Там берут подростков, и посылают их на эээ... учебные сборы. И они имеют примерно тот же опыт, что люди, отданные в армию: сбежать нельзя, трудности очевидны, и нужно только выживать. Наши вузы, в которых парни учатся по принципу "иначе попадёшь в армию" -- это замена шила на мыло, всё то же самое, обучение на основе шантажа. Дальше вопрос: начиная с какого момента мы готовы считать человека человеком и давать ему право принимать решения по поводу собственной жизни, то есть до какого момента считаем его несмышлёнышем и учим принудительно? Вопрос про школьника-бакалавра-магистра (Болонская система) решение ровно вот этого вопроса. Дальше вопрос о качестве учебных программ, содержании образования: моё мнение тут радикально отличается от мнения Минпросвещения. Я вот имел претензию к Ливанову за то, что он обещал разогнать РАН, и не разогнал! Но сейчас понимаю, что разгонять он должен был не только РАН, но и Минпросвещения. Ибо я солидарен с Дэвидом Дойчем по поводу того, что обязательное образование -- это нарушение прав человека. Погодите, уже озаботились обязательным образованием для AI, скоро будут дискуссии и на эту тему.

Ещё встретил удивительный проект от того же Дойча: он пытается на пару со знаменитым исследователем средневековья Richard Landes разобраться с объяснениями феномена антисемитизма, в режиме семинара: https://isgapdrc.org/courses/the-pattern-in-the-21st-century-what-how-why/. The pattern of irrational explanation and argument misleadingly known as ‘antisemitism’ has unique, paradoxical features. It is usually treated as a type of hatred or xenophobia, but in fact, it is neither (though it does cause those from time to time). It is a more dangerous moral pathology, centered on preserving the legitimacy of hurting Jews. This explains all its unique features and resolves the paradoxes. But why that pattern itself exists, why it specifically targets Jews, and why it is so consistent across cultures and millennia, remains unknown. The seminar will examine the argument, look at the patterns of the “new antisemitism” of the 21st century to test its value, and try, in conclusion, on the one hand, to evaluate both the accuracy and value of the hypothesis, and on the other to attempt to explain it. Как я понимаю, Richard Landes ответственен за фактическую и историческую часть, а Deutsch будет разбираться с объяснениями и аргументами (их рациональность, трудномодифицируемость, контрфактуальность и т.д.). Похоже, что Дойч действительно верит, что если людям указать на нелогичность их верований и противоречивость аргументации, на отсутствие объяснений, то люди скажут, "ах, надо что-то делать!" и поменяют поведение. Но во время погромов бьют по морде, а не по паспорту, или по аргументам. Знание, что погромщик придерживается иррациональных убеждений, и в чём именно эти убеждения -- оно поможет?! Мне кажется, что поправить ситуацию можно только изменением отношения людей на планете к аргументации и объяснениям (в том числе аргументирование и объяснения того, что такое хорошие аргументы и объяснения). Это решит и проблему с антисемитизмом, и множество других проблем иррационального поведения по линии "как велит сердце".

Источник https://ailev.livejournal.com/1571890.html#comments