При чтении главы 5 я глубоко задумался над соответствием между ролевым мастерством и потоком. Я колебался перед тем, как написать этот пост, так как не знаю, являются ли возникшие у меня мысли тривиальным повторением того, что хотели сказать авторы или прямо противоположны тому, о чём они говорят. В разделе "Удовлетворение ролевых интересов и личных неудовлетворенностей" много говорится о целенаправленном удовлетворении неудовлетворённостей за счёт вставания в роль. Вставание в роль выступает именно как средство удовлетворения конкретных неудовлетворённостей. Также про соотношение между потоком и ролевым мастерством более подробно говорится в посте ШСМ. И я бы сформулировал кратко основную мысль этого поста как "ролевое мастерство хорошо тем, что оно ведёт к состоянию потока."
В моём же понимании можно сказать и наоборот: состояние потока как раз тем и хорошо, что человек "погружён" в определённую роль. И дело не столько в целенаправленном удовлетворении неудовлетворённостей, сколько в том, что "погрузившись" в эту роль человек забывает или хотя бы достаточно отстраняется от этих неудовлетворённостей. Приведу цитату самого М. Чиксентмихайи, которая, как мне кажется, также демонстрирует подобный образ мыслей:
"<...>Ежедневно мы сотни раз получаем напоминания об уязвимости нашего Я, и каждый раз на восстановление порядка в сознании расходуется психическая энергия.
А в состоянии потока нет места для подобного самоанализа. Приносящие радость занятия имеют ясные цели, четкие правила, и требования, предъявляемые субъекту, соответствуют уровню развития его умений, поэтому его Я ничто не угрожает. Когда альпинист осуществляет трудный подъем, для него остается только одна роль — роль альпиниста, иначе он не выживет. Другие грани его Я на время перестают существовать. Не имеет никакого значения, чистое ли у него лицо." М. Чиксентмихайи, Поток: Психология оптимального переживания / Пер. с англ. — М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. — 461 с; C. 109.
Человек как бы "растворяется" в роли. Он "не бегает" в агонии между различными ролями. При этом "я" с его неудовлетворённостями просто уходит на второй план. Вместо неудовлетворённостей остаётся только ролевой интерес. Чтобы "образно" подчеркнуть свою мысля я несколько волюнтаристски перерисовал схемку (да простят меня авторы курса) в следующем виде:
То есть дело даже не в удовлетворении неудовлетворённости, а в том, что играя роль мы о ней не думаем.
С другой стороны и авторы курса в своей иронии "Например, можно копаться в своей жизненной неудовлетворенности и выяснять «истинные причины»<…>" вроде бы подразумевают что-то подобное тому, о чём я говорю.