Как поговорить про практики, не привлекая внимания санитаров

Всё равно никто длинные посты не читает, вынесу тизеры сюда:

  • и молодым стажерам, и стажерам серебряного возраста нужна менторская поддержка: одним в освоении дисциплины, а другим в освоении технологии
  • ментором должен быть middle-практик, а он не знает, как снять с самого себя методологию. Нужна методичка препода, очень ждем от ШСМ :)
  • особенно тяжко с планом обучения по практикам “старой” экономики, т.к. туда пока не ходят Skillbox и т.п. (или я просто плохо искал). Но выручает тенденция на нишевой блогинг. Некоторые мидлы умеют и выложить в сеть результаты применения технологий, и делятся, какую дисциплину и как пропахать. Это куда ценнее технологий

Что за странный вопрос

Не понятно, как такой разговор начать. Задать в лоб вопрос “а какие практики мы используем?” это в лучшем случае мемасик получить в ответ. Даже за более нежный вопрос - "откуда ты знаешь, как выполнять работу?” - есть шанс отправиться лесом. Ведь у большинства тех, кто умеет, будет что-то вроде “да в процессе научился”. Но увы, такой ответ бесполезен, т.к. такое знание неотчуждаемо.

Помогло наличие незакрытых кадровых позиций: говорим про "них".

От нас уходит опытный и изрядно пожжёный на проекте бизнес-аналитик. Я попросил её описать трек, который превратит её младших коллег в зубров бизнес-аналитики навроде нее. Выяснилось, что она не понимает, как описать свой метод работы. То есть напротив нее должен сидеть методолог и помогать ей вытаскивать тайное знание.

“ -- А если взять и тупо прогнать по всем курсам, которые прошла ты?

-- Не поможет, т.к. меня с юношества менторили сильные методологи. Теория сразу проходила огранку в практике, но под контролем”.

Методологи ли они были сильные, или методисты, или лидеры, или коучи? То есть что надо? Нам нужна методичка препода. Анатолий, очень ждем!

А потом окажется, что менторства сильных не хватает, и каждый должен сам к себе эту методичку применить. И тут станет понятно, что большинство - “вата” и не могут собрать себя в кучку, и всех надо сначала на курсы собранности. Ведь освоение дисциплины трудозатратно. Упомянутая бизнес-аналитик в новом проекте сама изучила и перепробовала разные штуки. Взяла в работу то, что подходило  в конкретном случае. Потратила силы и проявила самостоятельность, т.к. дожила до того возраста, когда хочется делать синтез.

Особенность молодых стажёров, что у них пока в принципе нету такого поворота мозгов.Учебник они читать не готовы: сложно-муторно. А в книгах типа «Цель» или «Атлант расправил плечи» они не видят за персонажами типовых объектов операционного менеджера или предпринимателя. Банально не хватает жизненного опыта и кругозора.

Можно было бы ухватиться за стажёров серебряного возраста: но они часто не могут в новую технологию. Пример: у нас есть невероятно классный закупщик 65 лет, но никто не может отучить его вести документацию по закупкам на бумаге. Удалось только сломать на двойную работу, дублировать бумагу в цифру.

Как проводить горючие эксперименты с умом

Ладно бизнес-аналитик или даже менеджер проекта: учебных программ по ним до горки. Но вот нужно поставить в компании новую инженерную практику - монтаж и настройка газодизельных систем. То есть научиться мешать метан и дизель в одном ДВС, и чтоб никому за это ничего не было. Эта технология нишевая, таких специалистов не выпускают в готовом виде. По набору практик это даже скорее смесь классического инженера и исследователя. Предмет исследования дорогой - запоротый движок клиентской фуры будет стоить под 1 млн.

Причем компания, которая обучала наших монтажников работе более простых, но схожих газобензиновых систем, тщательно скрывает учебный план и программу обучения! Слушать - слушайте, методологию и методику - ни-ни. Остается вариант учиться у производителей - не автомобилей конечно, туда не дотянуться, но хотя бы газодизельных систем. Сюрприз: почти все они - иностранцы.

Какая в ходе разговоров появилась идея: есть профильный канал “Газодизель”. Автор продает газодизельные системы и делится результатами своей практической работы. Но он также регулярно упоминает книги, которые он использует.

И вот вводная для кандидата на позицию: 1) быть компетентным, чтоб понять что написано в этих книгах2) прочитать 2-3 основные книжки, чтоб подготовиться к шеф-монтажу 3) купить оборудование автора и получить от него шеф-монтаж 4) экспериментировать с собственными установками, попробовать 5 разных производителей, суметь описать разницу в результатах и причины.5)... profitПрофит размышения о практиках в том, что обычно мы начинаем сразу с п. 3 - и потому дальнейшие пункты идут с боооольшим скрипом.

Почему HR’ы горят пачками и хотят уйти от найма

Наконец, понятие “практики” мне помогло понять причину трудностей с закрытием некоторых кадровых позиций.  Мы стали нередко выдавать на топовые позиции странные требования к людям. "Ну шоб был с абстрактным мышлением развитым и мог быстро сориентироваться. И не гнушался любой работы, т.к. мы еще не сформулировали, в чем именно будет состоять работа». А если не понятна практика (функция), то тяжело подобрать подходящий модуль - то есть исполнителя.

Выходит, HR'ы срочно надо освоить понятие “практика” - и потихоньку учить всех своих заказчиков этому понятию. Это очень упростит “закупку” модулей для предприятия.

Тоже стою перед проблемой, как подкопаться к сотрудникам. Так вот прямо как написано в задании “провести беседу с членами команды о том, насколько современной версией практик они пользуются в своей работе” равно суициду или саботажу предприятия.

Сравниваю выполнение задачи с игрой в wire loop. Требуется иметь “глаза” чтобы видеть, куда подлезать и “чувствительность пальцев” чтобы действительно успешно реализовать беседу. Стоимость ошибки велика. Если дрогнет рука, то человек начнёт сопротивляться. А если лезть не имея “глаз”, то человека можно и совсем потерять.

Я на своем предприятии поступил следующим образом: собрал членов своей команды и объявил мол “с этой недели на нашем предприятии вводится час знаний”, это когда поочередно каждый сотрудник готовит доклад на тему появившейся новой практики, или ее совершенствование и т.п. Начал с себя - и понял, что как и в школе, главное , что бы доклад был увлекательным! На это и сделали упор. Форма проведения часа знаний - сначала доклад, потом общее обсуждение о возможности применения в нашей системе. Потихонечку внедряем :wink:

расскажи обязательно как “Час знаний” развивается. Какой план кампании, кто какие темы берёт, как был воспринят твой доклад, кто, кроме “своей команды” присутствует и т.п.?