Какой самый современный и многообещающий метод в той работе, которой я сегодня занимаюсь существует в мире? И использую ли я его? Этот вопрос внезапно поднимает другую, возможно неожиданную проблематику - вопрос о том, чем же я вообще сегодня занимаюсь? Для ответа на него мне пришлось провести некоторое расследование. Читай его здесь.
Итак, я само-определил ту работу, которой я занимаюсь как системной инженерией/инженерией предприятия. Так какой же сейчас самый современный и многообещающий метод в этой работе?
Меня в этой формулировке вопроса напрягает единственное число у этого самого современного и многообещающего метода. У меня есть гипотеза, что какого либо единого всецело удовлетворяющего метода в инженерии предприятия нет и не будет. Ну в смысле такого, что-бы можно было прямо пакетом практик вместе с приложенными технологиями взять на вооружение и быть спокойным за будущее. Мне кажется что есть некие основополагающие принципы, которые нужно изучить и им придерживаться. И по ним подбирать методы и технологии для использования. Полагаю, что в учебнике ШСМ "Системный Менеджмент" собраны как раз они, самые современные и многообещающие.
Но тем не менее на рынке есть предприятия, которые предлагают целостные решения для инженерии предприятия. И очевидно есть предприятия, которые их продукт покупают и эксплуатируют. Одним из таких продуктов является софт под названием iServer от Orbus Software. И одним из их клиентов является Scottisch Water. И нет, к сожалению речь идёт не о производстве виски, а действительно о фирме в госведении Шотландии, которая занимается обеспечением населения водой из под крана. И шеф их команды по инженерии предприятия, Паул МакДуглас дал интервью интересному ресурсу SearchCIO на предмет боли и радости внедрения и использования iServer. Читать можно здесь.
Что-же рассказывает Паул? Внимание, читаю между строк.
Говорит, что для дигитальной трансформации фирма проснулась в 2011ом году, потому что стало очень сложно менеджерить сотни разных используемых разными отделами технологий. И при этом очень хотелось понимать, какой эффект на предприятия имеют те или иные трансформации.
Для этого создали сначала две команды - одну, ответственную за поддержку текущего стека технологий и одну - ответственную за внедрение новых технологий. В каждой команде вполне скрамабельное количество участников, но по аджайлу они работать не стали.
Для управления изменениями и мониторинга стека они взяли себе iServer. Несмотря на намекающее название, тулза живёт в экосистеме Майкрософта и дружит с Office365, Teams и Power BI. По тяжелому голосу Паула слышно, что есть какая-то боль со стоимостью лицензий - он упоминает, что они стараются держать их количество низким.
По мере работы они пытаются переманить отдельные разделы в их экосистему. Пригласили дата аналистов заниматься дата моделингом в iServer. Про успехи этого предприятия умалчивает.
Как главные проблемы выделяет во первых нужду в постоянном обучении сотрудников пользованию iServer и во вторых большое количество мусора, которое эти сотрудники внутри iServer производят, что вынуждает регулярно проводить чистки.
Самыми ценными и сложными навыками для инженерии предприятия считает способность предоставлять ценность другим отделам и выстраивание хороших отношений с ними. Слышится, что путь в эту сторону у его команды был тернистый и они только еще где-то рядом у цели.
Заметно, что нигде в интервью Паул не упоминает само снабжение граждан водопроводной водой. Складывается впечатление, что он не видит своей целевой системы или не считает важным держать её в фокусе внимания, говоря о дигитальной трансформации и инженерии предприятия. Несистемный чувак.
И ещё параллельно рассказывает другую очень интересную историю. Описанные выше две команды были основаны в 2011ом году. Пишет что у них была большая монолитная махина изменений. Надо полагать, что iServer является частью её. Всё это было очень тяжеловесно и внедрения длились годами. В связи с чем в 2019ом году они собрали ещё третью команду, занимающуюся экспериментальным внедрением легковесных технологий на местах. Вот там уже речь о молодой команде, работающей по аджайлу. Эта команда находит дешёвые, лёгкие решения для нужд отделов, для того чтобы закрыть их потребности и создать - цитата - "временные или постоянные решения". Ну то есть похоже в обход тяжеловесной махины создаются и на постоянной основе используются гибкие решения, пока тяжеловесные энтерпрайс-инженеры не придумают как это прикрутить к их системе отчётов.
Я посмотрел немного в демки iServer. Там к сожалению демонстратор делает ошибку использования каких-то рандомных данных, которые не вяжутся в реальное предприятие из крови и плоти, меняющее что-то в реальном мире. Что я смог для себя подметить, это что менеджеры отделов могут/должны репортить в систему о структуре их отделов, изменениях в структуре и текущих проектах. Для их удобства есть интеграция с Microsoft Teams. Про интеграцию со Слеком что то умолчали. Особенно порадовала возможность/требование вбивать в систему оценку здоровья того или иного звена - от 1 как очень плохо до 5 как очень хорошо.
Дисклеймер. Что то много негатива у меня получилось в рассказе, много скептицизма и сарказма по отношению к iServer и использующих его шотландцам. Есть подозрение что я слишком сильно антагонизирую и создаю несправедливость по отношения к действующим лицам. Хотел бы услышать встречные мнения и как-то сдвинуть картину своего собственного мира в сторону гармонии.