Уже экзекьютить или еще постратегировать?

В этом посте я поделюсь, как простое упражнение из курса СМС под названием "Поищите новости про SOTA-практики в вашей области" может привести к сложным последствиям для бизнеса.

Метан, он же природный газ, как моторное топливо кратно дешевле бензина, пропана и дизеля. Поэтому автомобили на компримированном природном газе (КПГ) в последние пару лет стали способом сделать перевозки значительно более экономичными. Наша компания “FTGas” превращает бензиновые и дизельные автомобили в битопливные, то есть модифицирует их топливную систему для использования как оригинального топлива, так и КПГ. В качестве расширения деятельности компании мы определили прихват звеньев в цепочке обеспечения целевой системы и стали замысливать проект строительства КПГ-заправки (она же метановая заправка, она же АГНКС).

ЦС в 4D

Я определил целевую как “КПГ-автомобиль на старте перевозки с максимальным количеством КПГ в баллонах”. Нашей системой, как сказано выше, будем считать метановую заправку.
В рамках тренинга мне дали совет подумать об электромобилях - должна ли наша стратегия включать работу с этой или иными альтернативными целевыми системами? Я решил поискать еще идеи, которые стоит учесть при стратегировании в газомоторном направлении бизнеса - тем более что в рамках курса у нас было похожее задание. К своему удивлению, я нашел не одну, а целых 2 свежих новости, каждая из которых в равной степени достойна обсуждения как возможный проект развития.

Дешёвого КПГ мне, жадному, да побольше, побольше!

Первая новость связана с особенностями заправки КПГ-автомобилей. Компримированный природный газ для минимизации объема хранят в стальных баллонах под огромным давлением в 200 атмосфер. Разрыв такого баллона сопоставим с разрывом фугасной мины - именно поэтому их никогда не закачивают до давления, даже близко подходящего к предельному. И именно поэтому нет никакой возможности увеличить запас топлива и запаса хода автомобиля, подкачав “еще чуть-чуть” газа в обычный баллон. Фактически, баллона в легковушке хватает на 200-250 км пробега максимум, что ставит его в один ряд с другим авто-страдальцем - электрическим аккумулятором.


Всего 2 недели назад на Всероссийском газовом форуме Институт физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН представили опытный автомобиль с экспериментальным баллоном, содержащим не компримированный, а адсорбированный природный газ. Это природный газ, адсорбированный на упакованном в баллон пористом сорбенте. Молекулы метана располагаются в порах композитного адсорбента при значительно меньшем давлении, чем в свободном объеме - около 30-50 атм. А вот если правильно подобрать сорбент и сделать давление как в обычном баллоне - то предельное безопасное количество газа в баллоне можно увеличить на 20%.

Подводных камней много - поэтому уже завтра, 25 октября, назначили ознакомительный созвон с представителями Лаборатории сорбционных процессов ИФХЭ. Кто знает, может мы прихватим еще одно звено в цепочке обеспечения?

NH3 - третьим будет

Однако у газовых и электрических двигателей появляется новый хайпуемый конкурент - аммиак. И своим ростом он обязан возне вокруг декарбонизации. На днях вышла новость, что S&P Global Platts, ведущий мировой поставщик данных об энергетических рынках, теперь будет покрывать аналитикой торговлю промышленными партиями безводного аммиака.


Некоторые учёные давно пиарят метилциклогексан как топливо будущего, т.к. его легко разложить до толуола с выделением 6,25% водорода по массе, и реакция эта обратима. Однако наши умельцы-соотечественники посчитали модель и для упомянутого в статье аммиака - сколько и чего войдет в стандартный бак, и сколько на этом среднестатистическая фура проедет. Выходит, что в практическом применении на транспорте в дивном новом углеродно нейтральном мире должен безоговорочно победить именно безуглеродный аммиак.

Естественно, старт дан на самых дорогих двигателях - судовых дизелях. Однако как и во многих других сферах, в случае успеха эксперимента, всё может пойти в развитие очень быстро. Кто знает, может мы прихватим, еще одну целевую систему?


Кажется, мне есть, что прорабатывать в рамках учебно-практического модуля по стратегированию!

Юра, я вот подумал, а автоматизировать поиск sota по твоей теме можно? Есть Инстаграмм каналы с новостями КПГ или телеграмм каналы о безводном аммиаке? Во некоторых темах искать специально ничего не надо, всё валится само собой.

О, интересная тема. Можно рассмотреть системно.

Например жизненный цикл поиска sota в известных источниках:

  1. Регулярный просмотр выявленных источников
  2. Выделение релевантных материалов
  3. Прочтение релевантных материалов
Плюс ещё нужен жизненный цикл мейнтененса источников:
  1. Регулярный обзор интернета и выявление новых источников
  2. Обзор выявленных источников и отсеивание потерявших релевантность.
Что тут можно автоматизировать?