Белоснежка и семь ролей

Эта неделя была богата на роли, а значит можно было отрабатывать системное мышление на практике.

Роль ученика и роль спортсмена. Так как в течение последних двух лет я регулярно встаю в эту роль, мне было несложно настроиться и в новой для себя ситуации: занятие мотоспортом. Раньше я никогда не ездил на мотоцикле для эндуро, поэтому старался слушать очень внимательно, что говорит тренер. Слушать было непросто: нужно воспринимать много слов, параллельно делая новые движения руками, ногами и корпусом, не отвлекаться на тех, кто ездит вокруг. Как в любой другой учёбе нужна полная концентрация. Это помогло быстро сладить с новой техникой. А ещё помогла (и вдохновила и обрадовала) поддержка тренера, который подбадривал и хвалил даже за самые незначительные, кажется, успехи: несколько раз завёл-заглушил мотоцикл, проехал круг, выполнил правильное движение корпусом. Я даже не поверил сначала - за каждое моё действие он как будто больше чем я радовался! В результате, от всей тренеровки у меня осталось крайне положительное впечатление, и это в большей мере заслуга тренера.

Роль переводчика, выпускающего редактора и операционного менеджера. Мы закончили перевод глав 5-8 СМ2020 и теперь готовим их для загрузки на сервера. Так как студенты уже проходят курс с загруженными главами 1-4, мы получаем много замечаний. Часть из них стилестические, часть пунктуационные, часть (вполне ожидаемо) связана с культурными особенностями. Например, слово "дикарь" вызвало массу негодования и "рекомендацией" заменить весь абзац. Для отработки замечаний тестировщиков нами созданы таблицы учёта в Coda. Каждое замечание можно обсудить командой и назначить ответственного и дату решения исправления.

Роль учителя. В ActInfLab прошла установочная сессия для англоязычных студентов, подключившихся к Systems Thinking 2020. Для проведения этой сессии я скорректировал свою презентацию с учётом опыта мото тренеровки. Я наглядно прочувствовал, на сколько эффективнее может проходить занятие, если строить его исходя из потребностей студентов (внешних проектных ролей). Основной идей презентации стала задача объяснить, для чего может быть полезно изучение(1) "нашего варианта системного подхода"(2). То есть сначала описание "чёрного ящика", а только потом "прозрачного".

Роль клиента парикмахерской. Сегодня именно моя голова была надсистемой из любимого кейса. В салоне мне предложили выбрать, где стричься: в общем мужском зале или у барбера. Я не уточнял о разнице квалификации мастеров и пошёл к барберам, потому что а) меня позабавил маркетинг б) у барберов не было очереди. Доволен я остался по двум причинам: 1) меня хорошо подстригли, 2) "барбер" искренне расспрашивал меня, как давно я занимаюсь спортом и очень удивлялся, что он совершенно не подумал бы, что я спортсмен, пока я не снял свитер. Учитывая, что я так себе спортсмен, мне было приятно это слышать так же, как поддержку тренера по мотоспорту. Ещё один характерный пример, когда приходишь за одним сервисом, а получаешь два.

“Я наглядно прочувствовал, на сколько эффективнее может проходить занятие, если строить его исходя из потребностей студентов (внешних проектных ролей).” И какие, к примеру, потребности студентов ты выделил и как их удовлетворил в занятии?

Представь себе, что ты приходишь в продуктовый магазин в деревне незнакомой страны, видишь кучу этикеток, ничего не говорящих тебе названий. Ты голоден, но что из этого тебе подойдёт ты не знаешь, неоткуда узнать.
Ещё до того, как ты подумал о продавце, он возник и начал свой рассказ: этот товар в кортонной коробке делает его брат своими руками. Обычно его продают дороже, но сейчас не сезон, поэтому ты можешь купить его дешевле. Этот товар такой же как ты можешь найти в соседней деревне, только их вкус гораздо уступает местному. Чувствуешь?
Я много знаю по содержанию учебника. И с одной стороны было бы логично приступающим к курсу студентам рассказать, что они в учебнике найдут. Но вероятнее всего эти слова студенты даже не запомнят - не за что зацепиться, не понятно куда складывать. Поэтому моделируем ситуации, в которых научившиеся студенты используют материал из курса (так как будто они уже выучили), и строим изложение от этой точки.
Продавцу из деревни незнакомой страны нужно было бы спросить, что за еду ты ищешь - перекусить, насытиться, на праздник. Его гипотеза, что тебя интересует экзотика, может быть причиной несостоявшейся сделки.

А как ты разделял, что в 1 кейсе относилось роли ученика и что - роли спортсмена?
Вроде бы по рабочему продукту - но какой рабочий продукт у спортсмена вне соревнований: сожженые калории, поработавшие мышцы?

Важная характеристика для ученика - знания. То есть всё, что касается новой информации относительно предмета изучения должно быть воспринято и усвоено. Информация поступает от тренера; я в роли ученика, когда есть прямой контакт с тренером.
Важная характеристика для спортсмена - достижение: каждый элемент спортивной дисциплины должен быть выполнен определённым образом. Движение корпусом, согласованность переключения передач, реакция на боковой ветер и т.п. Ученик усвоил теоретические знания, спортсмен применил их на практике. И даже не просто применил, а отследил, на сколько выполнение соответствует стандарту.

Получился обзор недели “в ролях”. В смысле что от проекта к проэкту мы играем разные роли. Можно было бы описать “в проектах”, можно “в ролях”. Интересно, можно ещё как-то?

Извините, не смог читать после “тренЕровки”. И ведь она в тексте не одна.

От слова “тренер” все логично :wink:

Когда мне было 8, я не рассчитал свои силы и получил травму позвоночника. Это в последствии не позволило мне учиться в моей школе, и второй-третий класс я учился с приходящими преподавателями в больнице и дома. Много от меня не требовали, собственной собранности мне не хватало. Результатом такого обучения стали провалы по всем дисциплинам, в том числе по русскому языку, который за время дальнейшего обучения в школе, когда я туда вернулся, я так и не выучил на отлично.

Мне жаль, что орфографическая ошибка отвлекла вас от сути текста, и вы предпочли затратить ресурс на написание этого комментария, а не на то, чтобы попытаться понять суть сообщения. Тому может быть много причин, но сейчас форма отвлекла от содержания. Если захотите вернуться и обсудить по содержанию, буду рад это сделать.