Эта неделя была богата на роли, а значит можно было отрабатывать системное мышление на практике.
Роль ученика и роль спортсмена. Так как в течение последних двух лет я регулярно встаю в эту роль, мне было несложно настроиться и в новой для себя ситуации: занятие мотоспортом. Раньше я никогда не ездил на мотоцикле для эндуро, поэтому старался слушать очень внимательно, что говорит тренер. Слушать было непросто: нужно воспринимать много слов, параллельно делая новые движения руками, ногами и корпусом, не отвлекаться на тех, кто ездит вокруг. Как в любой другой учёбе нужна полная концентрация. Это помогло быстро сладить с новой техникой. А ещё помогла (и вдохновила и обрадовала) поддержка тренера, который подбадривал и хвалил даже за самые незначительные, кажется, успехи: несколько раз завёл-заглушил мотоцикл, проехал круг, выполнил правильное движение корпусом. Я даже не поверил сначала - за каждое моё действие он как будто больше чем я радовался! В результате, от всей тренеровки у меня осталось крайне положительное впечатление, и это в большей мере заслуга тренера.
Роль переводчика, выпускающего редактора и операционного менеджера. Мы закончили перевод глав 5-8 СМ2020 и теперь готовим их для загрузки на сервера. Так как студенты уже проходят курс с загруженными главами 1-4, мы получаем много замечаний. Часть из них стилестические, часть пунктуационные, часть (вполне ожидаемо) связана с культурными особенностями. Например, слово "дикарь" вызвало массу негодования и "рекомендацией" заменить весь абзац. Для отработки замечаний тестировщиков нами созданы таблицы учёта в Coda. Каждое замечание можно обсудить командой и назначить ответственного и дату решения исправления.
Роль учителя. В ActInfLab прошла установочная сессия для англоязычных студентов, подключившихся к Systems Thinking 2020. Для проведения этой сессии я скорректировал свою презентацию с учётом опыта мото тренеровки. Я наглядно прочувствовал, на сколько эффективнее может проходить занятие, если строить его исходя из потребностей студентов (внешних проектных ролей). Основной идей презентации стала задача объяснить, для чего может быть полезно изучение(1) "нашего варианта системного подхода"(2). То есть сначала описание "чёрного ящика", а только потом "прозрачного".
Роль клиента парикмахерской. Сегодня именно моя голова была надсистемой из любимого кейса. В салоне мне предложили выбрать, где стричься: в общем мужском зале или у барбера. Я не уточнял о разнице квалификации мастеров и пошёл к барберам, потому что а) меня позабавил маркетинг б) у барберов не было очереди. Доволен я остался по двум причинам: 1) меня хорошо подстригли, 2) "барбер" искренне расспрашивал меня, как давно я занимаюсь спортом и очень удивлялся, что он совершенно не подумал бы, что я спортсмен, пока я не снял свитер. Учитывая, что я так себе спортсмен, мне было приятно это слышать так же, как поддержку тренера по мотоспорту. Ещё один характерный пример, когда приходишь за одним сервисом, а получаешь два.